Развитие пропагандистского воздействия не имеет пределов, поскольку возможности воздействия растут, а человек по своим нейробиологическим параметрам остается прежним. Новым оказывается разве что переход ко все более мягким методам воздействия, поскольку социальные системы все дальше отходят от авторитарности.
Новые методы воздействия, хотя все это было предложено
еще отцом-основателем пиара Бернейсом, строятся на том, чтобы создать у
объекта воздействия иллюзию, будто он сам принимает решение.
Кстати, именно так выстроили свою «архитектуру выбора» Талер и
Санстейн, создавая контекст выбора, который приведет человека к нужному
решению.
Но это не единственная новизна, присущая современным направлениям воздействия. Можно выделить следующие виды новых подходов, которые отличаются принципиальной новизной:
- новые объекты воздействия: например, гражданское население других государств, где работает публичная дипломатия, стратегические коммуникации,
- новый инструментарий воздействия: нейронаука дает более четкие подсказки для эффективности,
- новые цели воздействия: например, Британия в отличие от США видит цели информационных операций в смене поведения, в то время как США — в смене отношения,
- новые методы управления информационным пространством:
- новые методы управления виртуальным пространством.
- новые методы дезориентации (шок, хаос и под.) с целью введения новых правил,
- новые методы индивидуализации воздействия, рассчитываемые на одного индивида,
- новые методы работы с мирским и сакральным,
- интенсификация атак и нападений в новых пространствах (социальные медиа, киберпространство).