05.06.17

Элвин Тоффлер: Нас ждёт экономика победившего креативного труда


Понятие «работа» является анахронизмом, продуктом промышленной революции. Начать сейчас подготовку планов перехода для всех находящихся в угрожающем положении отраслей Второй волны. Фокусирование на человеческих проблемах: старости, здоровье, одиночестве, воспитании детей. Постоянное обучение. Даже при всех этих мерах большое количество людей не найдёт новой работы — поэтому нужен гарантированный доход. Такие тренды начала XXI века описывал в 1986 году великий футуролог Элвин Тоффлер.

Элвин Тоффлер — американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Человек, «придумавший» принципы информационного общества. Его беседу с Фёдором Бурлацким о предстоящей демассофикации общества
можно прочесть здесь. Их разговор состоялся в 1987 году.

Годом ранее Элвин Тоффлер представил интересную работу о работе недалёкого будущего. Она вышла в советском научном сборнике «Новая технократическая волна на Западе» (сборник текстов, изд-во «Прогресс», 1986 год). Ниже приведен фрагмент этой работы Тоффлера.

31.05.17

New York Times розкрило схеми організації Росією антиукраїнських протестів у Європі



Увесь процес організації протестів відбувався через соцмережі.


Американське видання New York Times у своєму новому матеріалі опублікувало розслідування щодо того, як Росія влаштовувала антиукраїнські протести в інших країнах, таких як Польща та Чехія, а також про втручання РФ в американські вибори.

Так, одного дня, працюючи на своєму комп'ютері на антизахідну діатрибу для чеського сайту, Ладислав Касука отримав повідомлення у Facebook, у яких йому пропонувалися гроші за організацію вуличних акцій протесту.

Повідомлення надходили йому сумішшю російської та спотвореної чеської мови, у яких пропонували за гроші готівкою провести вуличні демонстрації. Початково чеському сталіністу Касуці запропонували 300 євро, за що він мав купити прапори та іншу атрибутику для акції протесту в Празі проти НАТО та прозахідного уряду в Україні. Пізніше йому було запропоновано 500 євро, щоб купити відеокамеру, зафільмувати дії та опублікувати відео онлайн.

"Це було трохи незвично, так що я був здивований", - згадує Касука в нещодавному інтерв'ю в торговому центрі на північ від Праги, де він працює у питаннях безпеки та технічного обслуговування.

09.04.17

Управление восприятием с помощью новостей


Самым известным методом управления массовым сознанием с помощью медиа является информационная повестка дня. Она состоит в удержании в информационном пространстве нужных тем, событий и интерпретаций. Читатель/зритель не интересуется событием, которое стоит за пределами 5–10 самых обсуждаемых.

Поэтому власть везде — в Америке, России, Украине — занята удержанием такой повестки дня, которая важна для нее. Оппозиционная повестка дня сознательно замалчивается. Последний яркий пример отсутствие освещения протестных митингов в России 26 марта 2017 года на основных телеканалах. Даже как бы автоматические Яндекс-новости не внесли это событие в пятерку важнейших. Яндексу пришлось объясняться. Вот последняя фраза из этого оправдания: «Ситуация в целом непростая — мы агрегатор, и искусственно поднимать ту или иную тему в условиях молчания крупных СМИ, очевидно, не можем».

СМИ могут умолчать или, наоборот, «разогнать» тему. Но есть и другие методы. Например, СМИ могу фрагментировать действительность по-иному, тогда в результате будет совершенно иной объект, разрешающий принципиально другие действия с ним. Например, митинг компартии демонстрировал на телеэкране пришедшую туда женщину с козой или старика с портретом Сталина в руках. Сконструированный таким образом митинг акцентирует только одно реагирование — как на «ушедшую натуру» политического поля.

Другой пример — толпа радикалов с факелами в руках на улице становится символом наступления фашизма. Реально они могут выйти за какие-то другие цели, но акцент на факелах на фоне ночного города и соответствующие комментарии порождают единственно возможную интерпретацию.

11.03.17

Куликовская шапка, или Исторические мифы России


Любая вменяемая страна тщательно холит и лелеет свою историю, свои исторические мифы, выпячивая победы и помня о поражениях. На некоторых особо знаковых событиях сознательно делаются акценты. Например, любой современный украинец знает, что в начале прошлого века была борьба за независимость с Махно, Петлюрой и битвой под Крутами, а после поражения в этой борьбе, как следствие, были СССР и Голодомор.

До этих событий были запорожские казаки с Хмельницким и Мазепой, а ещё раньше Киевская Русь с Владимиром, который крестил, и Ярославом, который мудрил. Ещё раньше где-то были скифы и трипольцы, а вот после Голодомора была Вторая мировая, УПА, потом опять СССР, Афганистан, Чернобыль и независимость с двумя революциями. Где-то между этими событиями бродят Тарас Шевченко, Леся Украинка и Григорий "Світ-ловив-мене" Сковорода.

Это обычный базовый набор среднего украинца. Можно не знать про Галицко-Волынское княжество или, например, про Республику Чёрного Леса, и никто не назовёт тебя неучем, а вот если в сознательном возрасте сказать, что не слышал про Богдана Хмельницкого – повертят пальцем у виска.

Базовый исторический набор украинца вполне логичен. Это внятная цепочка государств, которые стали корнями современной Украины, личностей, которые строили эти государства и культуру нации, и событий, которые радикальным образом меняли ход истории на наших землях. Все эти события происходили в реальности, и каждое из них было чрезвычайно важным. Этих событий в базовом списке могло быть и больше. Например, не все знают о Брестском мирном договоре (на самом деле их было два, но не суть), по которому Советская Россия вместе с Германией, Австро-Венгрией и их союзниками признала независимость Украинской Народной республики в 1918 году. Но вряд ли договор был бы подписан без самопожертвования молодых украинцев под Крутами, а об этом событии слышали ну уж точно все, поэтому хоть какое-то равновесие тут поддерживается.

27.02.17

«Ваши доказательства – не доказательства». Почему людей так трудно убедить фактами

В The New Yorker вышла дискуссионная статья о том, как когнитивные искажения влияют на наше мировоззрение. Опираясь на старые и новые исследования (в одном из которых американцам предлагали найти на карте Украину!), ее автор утверждает: привычки, которые были хороши для древних охотников и собирателей, играют злую шутку с людьми, живущими в мире "пост-правды" и "альтернативных фактов".



В 1975 году сотрудники Стэндфордского университета пригласили группу студентов поучаствовать в исследовании на тему суицида. Им раздали пары предсмертных записок, одна из которых была настоящей, а другая - сочиненной случайным добровольцем. Участникам нужно было определить, которая из записок настоящая.

Некоторые из них справились с заданием блестяще, дав 24 правильных ответа из 25. Другим это никак не удавалось; "потолком" были 10 правильных ответов. Как это часто бывает в случае с психологическими исследованиями, весь эксперимент был постановочным. Половина записок действительно были настоящими, - исследователи получили их в бюро судмедэкспертизы округа Лос-Анджелес, - но результаты теста были ненастоящими. Участники, которые якобы почти все угадали, на самом деле показали в среднем тот же результат, что и "ошибавшиеся".

На втором этапе исследования обман раскрывался. Участникам сообщали, что реальной целью эксперимента было исследование реакции подопытных на положительный или отрицательный результат теста (как выяснится позже, этот этап тоже был постановкой). В конце концов, студентов просили угадать, сколько записок они отсортировали правильно, и какое количество правильных ответов в среднем дали другие участники. И вот тут-то происходило нечто любопытное: члены группы "отличников" утверждали, что они действительно неплохо справились с заданием, показав результат лучше среднего – хотя им только что сообщили, что у них нет никаких причин так думать. И напротив: в группе "двоечников" студенты считали, что их результат был на порядок хуже среднего; конечно, это утверждение было столь же беспочвенным.

Исследователи сухо резюмировали: "Единожды сформировавшиеся впечатления остаются исключительно стойкими".

18.01.17

Путин одержал большую победу, но не выиграл: статья во влиятельном издании США


Поток новостей о российских шпионах за последние несколько недель заставил американцев задуматься над вопросами, которые ранее обсуждались лишь в художественной литературе: "Влияло ли иностранное государство на американские выборы? Действительно ли у россиян есть компромат на будущего президента или тайные отношения с ним? Хотел ли Кремль победы Дональда Трампа? Зачем?"

В США даже не уверены, что это правильные вопросы, а фрагменты в этом запутанном сюжете — встречи, скандальное досье, твиты — сами по себе имеют смысл. Вместе, однако, они являются частями кампании, очень похожей на подобные действия России в других местах, пишет журналист Молли Маккью (
Molly K. McKew) в статье Russia Is Already Winning для журнала POLITICO.

За последние восемь лет, сразу после вторжения России в Грузию в августе 2008 года, Кремль систематически проводил деструктивную политику в постсоветских странах, которые рассматривал как угрозу своей гегемонии.

То, что Россия попыталась сделать в Соединенных Штатах — это не единичный случай, а один из этапов экспансивной гибридной войны, которую ведет Кремль против Запада. То, что происходит — это не о взломе, не о кибербезопасности или поддельных новостях. Речь не идет о досье BuzzFeed или новом полюбившемся американцам слове kompromat. И, что самое важное, это даже не совсем о Дональде Трампе. Лидеров в Кремле не волнуют победы и проигрыши какого-то конкретного американца. Они заботятся о том, чтобы Америка как нация проиграла.

03.01.17

160 байтные люди


Что такое 1 байт? если не углубляться в подробности, можно сказать что это один символ. Один байт = одна буква или одна цифра (не число а именно цифра). Большинство людей имеют оперативную память размером около 160 байт, что соответствует длине среднего комментария, сообщения в соц сети или смски.

Вы обращали внимание, на странный стиль письма в личных сообщениях, особенно среди поколения до 25.

Вот

такой

стиль

видели же?