06.10.23

8 методов пропаганды: как людей превращают в зомби

ТВ-гипноз, влияние на подсознание путем вбрасывания в него требуемых идей, кража личностей и превращение людей в зомби. На что способны власти ради достижения своих целей и принудительного затачивания нации под определенные убеждения?

Перечислим методы пропаганды, которые незаметно воздействуют на людей в РФ:


Каждый день мы подвергается мощнейшему воздействию информационного потока. Особенно сейчас, о чем красноречиво заявил спрос на антидепрессанты, выросший в разы даже по сравнению с годами пандемии. Даже если вы вообще не смотрите телевизор, все равно слышите что-то от коллег по работе, в магазинах или в общественном транспорте. И тут всегда важно помнить, что услышанное — не всегда во благо.

Существует 3 вида пропаганды, воздействию которых вы подвергаетесь каждый день:

1. белая (не допускает искажение фактов ради политических целей);

2. серая (допускает незначительные искажения фактов);

3. черная (допускает абсолютно любое искажение реальности ради достижения задач).


1. Гнилая селедка


Берётся абсолютно ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным, порочащим объект вброса. Цель — не доказать или опровергнуть, а вызвать его бурное обсуждение.

Как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его сторонники и противники, знатоки и эксперты. И, в независимости от своих взглядов, все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением. Таким образом в его одежду постепенно втирается «гнилая селедка» до тех пор, пока наконец запах не начинает следовать за ним повсюду.

Один из классических вариантов использования метода селедки — обвинение в принадлежности к фашистской или нацистской идеологии. Сам факт обсуждения уже компрометирует обвиняемого до такой степени, что пропагандистские цели можно считать реализованными.

2. Большая ложь


Заключается в предложении аудитории с максимальной степенью уверенности настолько глобальной и бесстыдной лжи, что в ее правдивости не остается сомнений. Цель — создать шоковый эффект, вызвать сильный страх, который затем надолго будет определять взгляды читателя или зрителя вопреки любым доводам логики и рассудка.

Классический способ применения — описание разного рода ужасных угроз и гнусных замыслов противника. Прекрасно работают сообщения о разработке противником, например, бактериологического или ядерного оружия.

3. Абсолютная очевидность


Вместо каких-либо доказательств аудитории систематически подается то, в чем ее требуется убедить. И подается как нечто само собой разумеющееся, и поэтому — поддерживаемое преобладающим большинством населения. Человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь к нему присоединиться.

Классический способ — публикация разного рода социологических опросов, демонстрирующих общественное единство по тому или иному вопросу. Важно помнить, что пропаганда черная, и отчеты могут браться с потолка.

4. Неизвестный герой


Суть в ложной героизации, например, собственных войск. Любая война — это нечто жестокое, бесчеловечное и бессмысленное для обычных людей. И поэтому она по умолчанию всегда вызывает огромное сопротивление психики, которое усиливается страхом за себя и близких.

И тогда этому сопротивлению необходимо противопоставить иные эмоции. Именно поэтому не существует армии захватчиков или оккупантов — есть только армии освободителей и спасителей.

Единственный способ победить сопротивление человека идее войны — создать у него иллюзию борьбы за высокие моральные ценности, которые якобы оправдывают бесчеловечность происходящего.

5. Многократное повторение


Внушение какой-то информации происходит путем ее постоянного вдалбливания в головы людей.

Действует принцип «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». Им усердно пользуются пропагандистские СМИ, также он применяется в создании рекламы, при написании слоганов.

6. Полуправда


Ложь в чистом виде лежит на поверхности и отталкивает, но если смешать ее с правдой, да так, чтобы фикция заключалась в ключевых моментах, получается супер-оружие для порабощения. Метод заключается в нескольких утверждениях, часть которых обязательно являются общеизвестными или легко проверяемыми. Вторая часть или искажается, или опускается.

Полуправда привлекает напускным благородством — нет необходимости  её опровергать. И чем выше в ней доля правды, тем она опаснее.

7. Страшилки


На чаши весов в сознании людей ставятся два Зла: одно — большое, страшное и ужасное, второе — чуть поменьше, а значит, интуитивно более подходящее и даже иногда привлекательное. Метод используется в выстраивании общественного мнения, зачастую — для оправдания плохих поступков отдельных людей или целых государств. В идеале народ должен сам выбрать меньшее зло.

Разновидность метода — технология «Окна Овертона». Речь о некоем «окне возможностей» для обсуждения отдельных идей и тем, при котором лица, высказывающие свои точки зрения, не будут автоматически скомпрометированы в глазах окружающих. Происходит подмена понятий «плохое-хорошее».

Яркий пример — отношение к представителям ЛГБТ-сообщества. Если раньше в американских фильмах появление героя с нетрадиционной ориентацией вызывало критику, то сегодня наличие такого героя — обязательное условие включения картины в номинацию на премию «Оскар».

8. 40 на 60


Метод реализуется путем подачи в массы с помощью СМИ порционной информации: 60% — в интересах противника для подпитывания доверия аудитории, 40% — дезинформации.

Пример — работающая по этому методу во время Второй мировой войны радиостанция, ориентированная на британского и американского слушателя. Многие полагали, что это британское СМИ, и только после войны выяснилось, что это была часть гитлеровской пропаганды. Радиостанция Геббельса.

Читайте также: Энциклопедия методов пропаганды