Пропаганда хочет, чтобы мы видели мир так, как это нужно в первую очередь ей. Противоречить пропаганде не может никто, поскольку это единственно правильный с точки зрения власти взгляд на мир. Власть и сама любит пропаганду, поскольку лучшей подачи себя любимой она не знает. Власть спрашивает, как бы идя по сказке, «Свет мой зеркальце скажи, кто на свете всех милее…», и получает ожидаемый ответ.
Война пропаганд так же важна, как и война на поле боя. Но если на поле боя битвы ведутся между профессиональными военными, то пропаганда нацелена и на гражданское население, а не только на военных. Пропаганда по сути убивает не тело, а душу…
Мы рождаемся и умираем в мирах пропаганды. Медиа и культура, школы и университеты, книги и фильмы, — все они отображают нужные кому-то точки зрения, в противном случае их бы не тиражировали.
Пропаганда «стреляет», но по мозгам. Она «убивает» трезвую точку зрения. Сила пропаганды в том, что она нам нужна, поскольку у нее самый распространенный и самый безопасный взгляд на мир. Правда, не всегда. В мире всегда есть место подвигу, — скажет пропаганда. И люди идут с винтовкой на танки…
Мы не можем защититься от пропаганды, поскольку не имеем таких средств защиты. Часто пропаганда повествует о том, что было в прошлом или будет в будущем. Пропаганда оперирует с ними так, как будто видит все наяву. А ведь они существуют только в мозгах граждан.
Это такой своеобразный когнитивный хирург. Сейчас все заговорили о когнитивных войнах, но они по сути своей так и работают в поле пропаганды, только более глубинно скрыты. Китайские исследователи пишут еще так: «Когнитивная война в первом приближении относится к деятельности по контролю ментальных состояний и поведения других людей. Не являясь чем-то новым, когнитивная война стала более актуальной с быстрым развитием информационных и когнитивных технологий. Кстати, информационную войну они связывают с контролем медиа, а когнитивную — с контролем мозга.
Сегодня появился еще один «заказчик» для такого рода обманных задач — это искусственный интеллект, который может вести такую работу, а может и сам оказаться объектом этого воздействия. Он может опираться на информационные потоки, в которые будет заложена недостоверная информация и тогда таким же будет и его результат. О последнем варианте специалисты говорят так: «Большой проблемой является то, что сама информация может быть недостоверной. Источником этого могут быть вебсайты и взаимодействие с людьми. Есть много возможностей для плохих игроков изменить эту информацию, как во время обучения искусственного интеллекта, так и после, в то время как искусственный интеллект будет улучшать свое поведение благодаря взаимодействию с физическим миром. Это приведет к тому, что он начнет действовать нежелательным образом. Чатботы, например, могут научиться отвечать, используя оскорбительные или расистские высказывания, когда их запреты будут обходиться тщательно продуманными вредоносными подсказками».
Пропаганда строит мир, который можно рассматривать как неадекватный просто зеркальному отражению реального мира. К примеру, пропаганда может превращать победу в поражение или наоборот — в зависимости от поставленных перед ней задач. Она может молчать, когда надо говорить, или кричать, когда надо помолчать. У пропаганды свой коммуникативный арсенал и свои задачи, которые часто отличаются от задач простого описания ситуации. Пропаганда сама формирует ситуацию, а не просто описывает ее.
Мы часто живем в таких измененных пространствах, даже не задумываясь об этом, например, реклама может трансформировать так картину мира, чтобы подтолкнуть получателя к тому или иному действию или поведению. Мы постоянно находимся на перекрестке информационных, виртуальных и физических потоков. Все время идет информационная бомбардировка… Причем не простая, а ковровая, от которой не скрыться.
Пропаганда в одном из своих инструментов — это по сути часто «перевод» современных событий в далекое прошлое, к их мифологическим корням, чтобы придать им большую достоверность. Все рассуждения Путина, к примеру, это оперирование мифологией, отсюда его любовь к текстам прошлого и полное отсутствие внимания на тексты настоящего. А в прошлом можно найти оправдание для любого действия. Правда, Путин любит из прошлого фашиста Ильина, о котором пишут так: «Иван Ильин ратовал за создание в России национальной диктатуры, которая должна опираться на исключительную роль церкви, армии и военизированных структур, и заниматься постоянным перевоспитанием общества — все ради выполнения святой миссии по «обороне» обширного евразийского пространства от массы врагов и ради воспитания младших народов, проживающих на этой территории. Его философия базируется на культе «бремени и мук» русского народа, его исключительности и превосходстве. Такое видение требует национального духовного обновления, селекции и гомогенизации общества по критерию «духовного достоинства» со всеми вытекающими последствиями для «неправильных» людей. Все вышесказанное указывает на прямую схожесть философии Ильина с философией европейских фашистов 1930-х годов. И Ильин этого не скрывает. В работе 1933 года («Национал-социализм. Новый дух») Ильин рассуждает о «духе» национал-социализма и описывает его следующим образом: «патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению (фашистское „sacrificio“), дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение». Он прямо сравнивает его с белым движением: «Словом — этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения». Действительно, Ильин сам выступает за те «ценности», которые ему импонируют в итальянском фашизме и немецком национал-социализме» (Барбашин А. Иван Ильин: фашист, введенный в моду). Кстати, Путин слушает начитанные тексты, а не читает их. И это совершенно другое восприятие…
И еще: «Ильин перечисляет ошибки, которые допустили Гитлер и Муссолини, и заканчивает предостережением для своих будущих последователей: «Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима „фашистским“. Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их». Именно эта статья вошла в сборник «Наши Задачи», цитаты из которого берет Путин» (там же).
Онемевший мир молчит, поскольку такого разворота в прошлое никто не ожидал: «Ильин сразу же стал идеологом белого движения в эмиграции и поклонником набиравшего силу фашизма. «Въ мірѣ разверзлась бездна безбожія, безчестія и свирѣпой жадности. Современное человѣчество отзывается на это возрожденіемъ рыцарственнаго начала, — писал он в статье „О русском фашизме“ (1928 год). — За послѣдніе десять лѣтъ рыцарственное движеніе, которое во всемъ его міровомъ объемѣ слѣдуетъ обозначить, какъ бѣлое движеніе, завязывается, крѣпнетъ и развертывается въ самыхъ различныхъ странахъ и подъ различными наименованіями. Впервые оно началось у насъ въ Россіи (въ концѣ 1917 года), гдѣ оно по необходимости сразу получило военную организацію и вылилось въ форму междуусобной войны. Вслѣдъ затѣмъ оно зародилось въ Германіи, въ Венгріи и въ 1919 году — въ Италіи; здѣсь оно послѣ трехлѣтней организаціонной подготовки и нѣсколькихъ героическихъ столкновеній, овладѣло государственнымъ аппаратомъ и создало такъ называемый „фашистскій“ режимъ». То, что возникновение фашизма во многом реакция на социалистическую революцию, общеизвестно; гораздо менее известно, что Ильин не только истоки фашизма видел в белом русском движении, но и прямо выводил из него и Муссолини, и Гитлера — которые вообще, собственно, по его мнению, всего лишь эпигоны русского белого офицерства: «…бѣлое движеніе въ цѣломъ — гораздо шире фашизма и по существу своему глубже фашизма. Или, если угодно: бѣлое движеніе есть родовое понятіе, а фашизмъ есть видовое понятіе…»».
Оперирование настоящим с такой опорой на прошлое или прошлым с такой опорой на настоящее создает неадекватную картину мира, которая подгоняет факты под заранее известный результат. Это игра в историю, а не история, поскольку перенос прошлого в настоящее или настоящего в прошлое невозможен.
При всей неоднозначности Ильина, его пытаются возвести на определенный пьедестал: «Иван Александрович Ильин – один из самых популярных ныне русских философов. Его регулярно в своих речах цитирует президент, его книги переиздаются, его философию как отдельный курс даже изучают в некоторых ВУЗах. Однако философ имеет не самую однозначную репутацию в народе, во многом – полярную. Кто-то называет его истинным русским патриотом, а другие – обвиняют в идеологических симпатиях к различным формам фашизма».
Если Ильин фашист, то где надо делать денацификацию? Ильин писал уже даже в 1948 г. после войны: «…фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру» (там же).
При этом это не лучшая фигура для вознесения ее на пьедестал: «В реальном мире утопически настроенный Ильин оказался в крайне неудобном положении. В мире происходит крушение феодальной монархии. Как же понять такое расхождение практики с теорией? Выходом стала резкая радикализация Ильина, что привело его к идеям фашизма, принципы которого он частично сформулировал в своих ранних работах, но не мог ещё изложить единой концепцией. Путь указал Муссолини, а позже — Гитлер. Оба вполне совпадали с базовыми установками идеализма, использовали схожую фразеологию нации, почвы и воли; оба глубоко погружены в уже достаточно старую правую консервативную систему (пусть и в крайних формах); а главное — были предельно антикоммунистичны».
А в самом Институте философии кипит война — меняют директоров разной правильности с точки зрения власти. Снимают нормального директора, назначают правильного. Но правильный для власти необязательно будет правильным для коллектива, тем более состоящего из философов. И начинается война… философская …
Ю. Синеокая комментирует это так: «Это типичный случай из «12 стульев»: «попал под лошадь». Человек был выбран, видимо, за то, что им довольно легко управлять, каких-то особых убеждений у человека не было, его подобрали, решили поставить на означенный пост, но он на нем не удержался. Нехорошо получилось, обидно. Действительно, все встали против того назначения, которое случилось в декабре 2021 года. Был один человек, который воздержался, специалист по сталинскому времени: он, видимо, почувствовал, к чему идет дело, а все остальные проголосовали против. Второй раз весь институт голосовал за обращение к Путину с просьбой оградить Черняева, вернуть на место директора избранного тайным голосованием академика Смирнова; тогда два человека не проголосовали за это решение. Практически 250 человек голосуют против – это редкий случай, никто же здесь не влиял, не просил. Это действительно человек, не годящийся на какую-либо роль, никакой важной книги он не написал, в основном все статьи у него в соавторстве. Он был выгнан из института, потому что, какое-то время посидев в кресле заместителя директора, он практически ни один порученный ему проект не довел до конца».
Институт философии сродни ракетостроению: потребность и в том, и в другом возникает во время войны. А война втягивает в борьбу все новых и новых людей: «Пресс-конференция в ТАСС началась с боевитого обращения вдовы Александра Зиновьева Ольги Зиновьевой ко всем здоровым силам, включая главный философский орган, Следственный комитет, и отдельно — к президенту. Тут все было жестче, чем у рафинированного Полякова: «Русская философия в опасности!»; «Институт философии — прибежище негодяев, предателей, иноагентов, русофобов, экстремистов»; «Западнический штаб идеологического вторжения в Россию»; «Оборотни в академических мантиях»; «Сатанинская вакханалия вражеских агентов»; «Институт должен быть подвержен денацификации». Ну, и так далее: от «Зиновьев — русский Сент-Экзюпери» до «депутатов‑философов», которые «поддерживают нас». Как выяснилось впоследствии, под таковым подразумевался крупный геофизик и глава «Справедливой России» Сергей Миронов — философ, в сущности, начинающий, ибо заочно овладел этой специальностью в 51 год. Кстати, депутат Луговой, оказывается, тоже в некотором роде философ, потому что написал донос на сборник статей российских гуманитариев «Перед лицом катастрофы» и добился запрета «распространения» этой книги в России».
Жесткость не приходит сама. Начинается массовая борьба с любыми отклонениями от разрешенного. Для власти все подозрительно. Ей спокойнее, когда нет ничего, что может вызывать ненужные мысли, а книги и люди с мозгами для нее опасны: «Нынешний российский режим заасфальтировал все живое, пересажал и выдавил всю оппозицию, заглушил гражданское общество, заблокировал и запретил почти все независимые медиа, пришел в театры, в систему образования со своими учебниками выдуманной истории и искусственных индоктринирующих дисциплин типа научного путинизма — «Основ российской государственности», убрал неугодных профессоров, пришел в школу, ворвался в частную жизнь с попытками запретов абортов, сформулировал государственную идеологию, основанную на конспирологических теориях, выгнал неугодных священников, научил людей ненавидеть Запад за то, что там гендерно-нейтральные туалеты на каждом шагу. Что им еще надо? Оказывается, для полного счастья им не хватало Института философии РАН. Захватим его — и наконец заживем» (там же).
Просто у всех с советских времен записано в головах, что марксистско-ленинская философия — это светоч в буржуазном мира мрака. По этой причине власть тоже воодушевляется при слове институт философии, которым ей сразу хочется поруководить.
А. Дугин высоко сидит и далеко глядит: «Наши традиции — это явно не галстуки, костюмы и мини-юбки, а — пусть богатые, с бриллиантами — кафтаны и бороды у мужчин, платки и сарафаны (пусть с сапфирами) у женщин. Вот как должна выглядеть Дума — кафтаны и сарафаны, и Догматик Первого гласа «Всемирную славу» , как при Грозном — тогда это был государственный гимн Святой Руси. И каждое заседание открывается хоровым пением этого догматика».
Мы явно попали в какой-то период турбулентности, но почему из него ведет дорога не в будущее, а в прошлое… Кстати, предыдущий текст иронизирует так: «А что дальше, думу в боярские кафтаны, а крестьян в лапти? И Дугину душ крепостных да побольше?».
Прошлое должно присутствовать в нашей жизни. Но ориентироваться на него опасно, тем более трансформировать по этой модели нашу жизнь. Мир принципиально ориентирован на будущее…
Льюис Кэрролл описывал такие ситуации следующим образом: «Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее! Всё чудесится и чудесится!»
Пропаганда не описывает, а конструирует действительность.
При этом пласты истории перемещаются у пропагандистов как по мановению волшебной палочки. Украина: то враг, то друг… Правда, США — вечный враг… А что в мифологии делают враги? Они всегда мешают и вмешиваются. И именно из-за них ничего не получается и срываются все планы.
Список врагов постоянно растет, поэтому не смолкают призывы к борьбе. Из последних врагов — ЛГБТ: «Верховный суд пишет, что участников «ЛГБТ-движения» объединяет наличие сходных «нравов, обычаев и традиций». Среди них — проведение гей-парадов и специфический язык — например, использование феминитивов. В тексте решения указываются такие примеры феминитивов, как руководительница, директорка, авторка, психологиня».
Это такой бесконечный процесс поиска врагов. Он выгоден для государства по двум причинам. С одной стороны, он позволяет заткнуть голос критикам режима. С другой, на врагов можно списать любые недостатки.
В советское время активно боролись с сионизмом, причем еще со времен Сталина. Уже попозже, кто помнит, главным борцов был В.Бегун из Минска, издавший множество книг на эту тему. О нем пишут так: «С 1979 года он работал в Институте философии и права АН БССР. Стоит отметить, что в 1970-1980-е годы институт был главным генератором антисемитских настроений не только в БССР, но и в СССР в целом. Здесь работала целая плеяда деятелей-«антисионистов», которые на проверку оказывались обычными «жидоедами»».
А упомянутая в заглавии Бондарева еще такой же персонаж в Беларуси со своей отдельной историей борьбы с «врагами»: «В сентябре 2020 года, когда Беларусь была охвачена протестами против фальсификаций президентских выборов, Бондарева создала телеграм-канал «Инфоспецназа Гродно». Он стал частью провластного движения «Инфоспецназ», созданного бывшим сотрудником Главного разведывательного управления Вооруженных сил Беларуси и псевдоправозащитной организации «Системная правозащита» Дмитрием Беляковым для поддержки официальной пропаганды режима Лукашенко. Также Беляков известен как инициатор создания пророссийской партии «Единое отечество» (эта его инициатива не увенчалась успехом). После начала полномасштабного российского вторжения в Украину канал Бондаревой был переименован на модный среди пророссийских телеграм-каналов манер — то есть с использованием латинских букв Z и V, ставших символами поддержки российской агрессии. Теперь он называется «БондареVа. БеZ купюр», что свидетельствует о не только провластной, но и пророссийской позиции его создательницы. Впрочем, контент, одобряющий размещение авиации и ракет восточного соседа на территории Беларуси, появился на канале Бондаревой почти сразу после его создания — осенью 2020 года».
В Беларуси она не только широко, но и печально известна, теперь и мы будем ее знать: «Ольга Бондарева — ярый адепт «русского мира», поклонница Лукашенко и серийная доносчица. Известна тем, что по ее доносам задержали минимум несколько человек и провели обыски в нескольких организациях. По ее указанию, например, посадили художника Алеся Пушкина, который позже умер в заключении. Это не единственные «достижения» серийной доносчицы, ее основная миссия — борьба со всем национальным. Так, по ее инициативе в топонимах заменяют беларусскую латинку на русскую транслитерацию». Вот, кстати, и о других пропагандистах из соседней страны.
Есть вечные темы, то есть мифологические, потому вневременные. Они присутствуют в массовом сознании, даже когда их не произносят. А когда они звучат, то мифология в них первична:
Путин тоже живет в рамках этой мифологии, что иллюстрирует его фраза о Чубайсе, когда он заявил, что экс-премьер России при Ельцине «перестал быть Анатолием Чубайсом и стал Мойшей Израилевичем». Ю. Поляков «Заметьте, как непросто расстается наш президент с соратниками своего либерального прошлого. Ну кто бы еще отпустил восвояси прохиндея Чубайса?» (Юрий Поляков: «Все они – и Галкин*, и Быков*, и Акунин** – рассчитывают на «эффект Солженицына»).
Эффектом Солженицына он именует следующее: «эмиграция — это еще и демонстративное дистанцирование от «путинской России» с расчетом на вознаграждение после «транзита власти». Все они — и Макаревич*, и Галкин*, и Быков*, и Акунин**, и Улицкая — рассчитывают на «эффект Солженицына». После смены политического курса у нас обычно недавних врагов государства отливают в бронзе. И определенные основания для таких надежд у коммерческих пацифистов и клеветников России имеются. Обратите внимание, с каким размахом наши СМИ, включая центральные каналы ТВ, отметили в декабре полувековой юбилей выхода в свет «Архипелага ГУЛАГ», книги, мягко скажем, неоднозначной. Если это сигнал, то кому?».
И в продолжение: «Вы никогда не задумывались, почему после 1917 года портные, аптекари, счетоводы, приказчики, парикмахеры (не все, конечно) стали чекистами и комиссарами? Примерно то же самое случилось и после 1991-го»
Мы все вдруг вновь оказались под атакой идеологии. К сожалению, по нашей истории мы знаем идеологию только как цитирование классиков без права на возражение.
Вся риторика России по поводу войны в Украине построена на разнообразных псевдооснованиях. Кстати, даже любой исторический прецедент «перекрывается» таким же реальным, но другим. В истории власти всегда можно найти новых друзей и новых врагов, чем оправдать свое нынешнее правление.
Странным образом война с Западом ведется с помощью опоры на латиницу. Это парадоксально. Госпропагандисты пытаются объяснить это так: «Буквы Z нанесены на российскую военную технику, которая задействована в спецоперации. Легенда такая, что это обозначение военного округа, которому эта техника принадлежит. На данный момент буква Z приобретает другое немножко значение, глубинное. Это символ единения народа. Он символизирует поддержку наших Вооруженных сил, поддержку решений президента, и призван сплотить нас в этой непростой ситуации. Отсюда и лозунги «Zа победу», «Za единение». V — это традиционный символ победы. У любого дела, в данном случае — правильного, хорошего, возникают символы. Сейчас это буквы Z и V» (Что значат буквы Z и V, которые используют в патриотических акциях, и почему они на английском). А чего не пользоваться своими буквами, а только вражескими — все равно непонятно?
Как усиливают пропагандистские мифологемы? Одного информационного тиражирования недостаточно, хотя тоже это очень важно. На их создание и продвижение работают все виртуальные механизмы, имеющиеся в распоряжении государства. Первыми тут стоят кино, литература и образование. Мы вписали сюда и образование не только из-за того, что Россия активно трансформирует образовательные тексты в угоду текущему политическому моменту. Ради чего из глубин было вызвано выстраданное в советское время понятие идеологии. Правда, на этом уровне, наверное, нет разницы между идеологией и мифологией.
Кино тоже теперь одновременно отражает идеологию и мифологию «в одном флаконе». Самым главным в этих всех сферах является попытка достучаться до массового сознания. Вероятно, главным в этих взаимоотношениях является то, что государству интересны конструкции, где массовое сознание не может быть активным. При этом кино по сути является определенным «аналогом» массового сознания, его другим измерением, поскольку то, что есть в популярном кино почти автоматически переходит в массовое сознание, занимая там важное место. Это также учебники и художественная литература. Все это «поглощается» массовым сознанием индивидуально, но затем превращается в «блоки», которые должны учитывать создатели любого продукта для распространения: от елочной игрушки до романа.
Если мы вспомним некоторые советские елочные игрушки, то среди них были не только традиционные, но и идеологические, привнесенные политикой. Это были пятиконечные звезды на шарах или боец красной армии. Странно, что не было ни Ленина, ни Сталина…
И еще: «Советские елочные игрушки являются носителями атмосферы эпохи СССР, впрочем как и любая вещь из того времени. Но если их скупают по этой причине, то позвольте спросить: а значки с красной звездой или портретом Ленина скупают с таким же энтузиазмом и скоростью, ради того, чтобы чувствовать близость к эпохе? Может скупают советские холодильники или менее габаритную технику, может открытки? (Весьма популярный последнее время Сталин — это отдельная история и советская эпоха не ограничивается его правлением). Еще у этих игрушек есть культурная ценность, безусловно» (Загадки елочной игрушки из СССР).
Внедряемая интенсивно сверху идеология — это каждый раз новая таблица умножения. Был врагом в советское время, теперь нет. Или наоборот. Новые год и елочные игрушки были внедренной сверху того, что можно обозначить как «идеология расслабления». Предложил Постышев, а Сталин — поддержал.
Похвалу внедряемой идеологии распространяют такие писатели-идеологи, как, например, Ю. Поляков:
«Несмотря на многочисленные критические оценки, я считаю Владимира Мединского блестящим популяризатором отечественной истории, сам слушаю его телевизионные лекции, а Анатолия Торкунова — крупным ученым с огромным педагогическим опытом. Их учебник выгодно отличается от той шизофренической разноголосицы в школьном курсе истории, которую умело внедрили в программу наши внутренние «соросята» (кстати, это слово я придумал в 1998 году) под руководством своего заокеанского босса. А первая большая статья о необходимости кардинального изменения преподавания истории в школе появилась в редактируемой мной в ту пору «Литературке» в 2004-м. Мы, кстати, сейчас оказались примерно в той же ситуации, как в начале 1930-х, когда стала ясна губительность исторической концепции школы Покровского. Тогда не только вернули из ссылок русских историков, но и объявили всесоюзный конкурс на лучшие учебники истории с огромным премиальным фондом. Мало кто знает, что даже Михаил Булгаков принял участие в этом состязании, и рукопись его учебника наверняка можно найти в архивах. Мне кажется, к написанию нужно привлечь таких блестящих историков, как Евгений Спицын, Андрей Фурсов, Ольга Елисеева, Валерий Шамбаров, Алексей Карпов, Арсений Замостьянов…» (Юрий Поляков: «Все они – и Галкин*, и Быков*, и Акунин** – рассчитывают на «эффект Солженицына»).
Мир с пустыми мозгами строить трудно, отсюда и возникает запрос на идеологию. Но заполняют мозги, к сожалению, такими же пустышками. И ничего другого нет и быть не может … Ведь пропаганда строит мир, одновременно разрушая его…
Источник: Георгий Почепцов, 2024-01-31