21.12.23

Что такое конкурентная разведка: цели и задачи

Конкурентная разведка

Узнайте, как провести конкурентную разведку и где собирать информацию

Конкурентная разведка (англ. competitive intelligence) — это деятельность компании, которая подразумевает сбор и анализ информации о конкурентах, конкурентоспособных продуктах и услугах. Вся информационно-аналитическая работа проводится исключительно в рамках этических норм.

Содержание

Цели и задачи конкурентной разведки

Основная цель конкурентной разведки заключается в исследовании рынка для развития бизнеса и разработки стратегии его дальнейшего продвижения. Чтобы собрать как можно больше информации и получить максимально полную картину, работу проводят в трех основных направлениях.

  • Техническая сторона. Предполагает сбор всех сведений о продуктах, услугах, новых разработках.
  • Финансовая сторона. Подразумевает исследование ценообразования, сбор информации о текущем финансовом положении конкурентов, изучение отчетов из открытых источников. Такая конкурентная разведка помогает узнать финансовую устойчивость собственной компании.
  • Стратегическая сторона. Предполагает изучение корпоративной политики, организации работы конкурентов и другой информации, связанной с функционированием компании-конкурента.

Исследование конкурентной среды, проведенное во всех трех направлениях, позволяет провести тщательную конкурентную разведку и решить следующие задачи:

  • найти новые возможности для развития бизнеса и повышения конкурентоспособности;
  • определить ценовую политику конкурентов;
  • улучшить стратегию продвижения на рынке;
  • построить прогноз изменений рынка;
  • улучшить рекламную стратегию;
  • найти новые методы управления бизнесом;
  • предсказать действия конкурентов;
  • улучшить качество обслуживания клиентов и коммуникативную стратегию;
  • изменить позиционирование компании;
  • улучшить торговое предложение.

Чем больше информации вы знаете о конкурентах, тем яснее будет видна позиция собственной компании на рынке. Далее вы узнаете, какие источники можно использовать для конкурентной разведки.

Где собирать информацию о конкурентах?

Конкурентная разведка предполагает сбор информации из множества разных источников, включая отраслевые выставки, конференции, экспертные интервью и публичные отчеты. Ознакомьтесь с наиболее распространенными способами получения необходимых данных.

  • Сайт конкурентов. Один из первых источников информации, который используют для конкурентной разведки. Сайт предоставляет информацию о ценах, акциях, качестве работы службы поддержки и многое другое. С помощью SEMRush и Ahrefs можно провести SEO-аудит, отследить рейтинг в поисковой выдаче, изучить топ ключевых слов, по которым продвигаются конкуренты. Чтобы узнать интересы целевой аудитории и также проанализировать поисковый и социальный трафик, используют сервис SimilarWeb.
  • Социальные сети. Анализ страниц в Instagram, Facebook, ВКонтакте позволяет изучить язык бренда, проанализировать частоту публикаций, охват, уровень вовлеченности подписчиков, а также узнать размер целевой аудитории.
  • Форумы и блоги. Мониторинг сторонних ресурсов позволяет найти вопросы, которые волнуют потенциальных покупателей и клиентов, узнать их мнение о конкурентах, качестве обслуживания, удовлетворенности после покупки и многое другое. Форумы и блоги могут предоставить подсказки, позволяющие улучшить торговое предложение и повысить конкурентоспособность.
  • Отзывы клиентов. Покупатели могут оставлять их на сайте, в социальных сетях и на других ресурсах таких как Google Карты, IRecommend.ru, Отзовик. Исследование отзывов из разных источников помогает увидеть реальную картину удовлетворенности покупателей.
  • Интервью. Этот вид маркетингового исследования подразумевает изучение конкурентов через интервьюирование клиентов, экспертов отрасли, лидеров мнений. Такой метод помогает узнать о тенденциях развития отрасли и проблемах в ней. Интервью позволяет построить прогнозы касательно продвижения бизнеса и расширения рынка.
  • Ивенты. Выставки, конференции, семинары и другие мероприятия помогают собрать дополнительную информацию о позиционировании конкурентов, направлениях их развития, новых товарах и услугах. Посещение мероприятий конкурентов помогает получить личный опыт взаимодействия с другими компаниями и их продуктами.
  • Пресс-релизы и анонсы. Отслеживание новостей конкурентов помогает держать руку на пульсе рынка и узнавать о мероприятиях, презентациях товаров и услуг, изменениях PR-стратегии, рекламной политики, а также о появлении новых партнеров, поставщиков, дистрибьюторов.
  • Квартальные и годовые отчеты. С их помощью вы получите информацию о прибыли, убытках и финансовом положении конкурентов. Посмотреть отчеты можно на официальных сайтах компаний и на специальных ресурсах вроде Opendatabot и YouControl.

Помимо этих ресурсов, используют еще мониторинг партнеров конкурентов и отслеживание лидеров мнений. Чтобы оставаться в курсе событий и быстро адаптироваться под изменения рынка, важно следить за конкурентами регулярно. Только так вы сможете ставить перед собой SMART цели и шаг за шагом продвигаться к лидерству. В следующем разделе вы узнаете, с чего стоит начинать и как проводить конкурентную разведку.

Как провести конкурентную разведку?

Для того, чтобы конкурентная разведка принесла желаемые результаты, необходимо установить задачи и составить план действий. Следуйте рекомендациям ниже.

  • Обозначьте проблему и установите цель. Прежде чем узнавать все обо всех, проведите SWOT анализ своей компании и ее положения на рынке. Выявите сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, установите цели, которых вы хотите достичь, а также их приоритетность.
  • Продумайте вопросы, ответы на которые помогут достичь целей. Предположим, вы хотите повысить уровень вовлеченности клиентов в социальных сетях и получать больше откликов от них. Следовательно, вопросы будут касаться тем публикаций, их оформления, коммуникационной стратегии, позиционирования и так далее. Проведите мозговой штурм с командой и как можно точнее сформулируйте перечень задач.
  • Выберите главных конкурентов. Проанализируйте рынок и определите компании, которые ближе всего находятся к вам. Если у вас локальный бренд, то прямыми конкурентами будут другие местные и региональные предприятия, а не лидеры всей отрасли.
  • Установите источники информации. После того, как вы установили цели, составили перечень вопросов и определили конкурентов, самое время приступить к поиску ответов. Выберите те источники информации, которые предоставят наиболее точные данные. Используйте разные каналы, чтобы собрать как можно больше деталей.
  • Соберите данные, проанализируйте и систематизируйте их. На этом этапе действуйте согласно установленному плану и соберите всю необходимую информацию в рамках этических норм. Для оформления данных используйте таблицы, графики, скриншоты, видео. Главное, чтобы информация была точной, структурированной и понятной.
  • Улучшите свою маркетинговую стратегию. После того, как необходимые данные будут собраны и проанализированы, составьте маркетинговый план и пошагово распишите действия, которые нужно предпринять. Установите задачи, сроки, KPI и распределите обязанности.

Во время конкурентной разведки важно собрать наиболее полную и точную информацию, а также обратить внимание на срок ее годности, чтобы своевременно использовать. Рынок меняется очень быстро, поэтому все исследования необходимо делать качественно и оперативно. Проводите конкурентную разведку регулярно, чтобы повышать конкурентоспособность своей компании и принимать взвешенные управленческие решения.

OSINT – разведка по открытым источникам

OSINT как дисциплина разведки

В качестве одного из синонимов понятия конкурентной разведки, часто используемого в силовых ведомствах различных государств, используется понятие «разведки по открытым источникам» OSINT (Open source intelligence). Это одно из
направлений разведки, которое включает в себя поиск, выбор и добывание разведывательной информации, полученной из общедоступных источников (не обязательно компьютерных или сетевых), а также анализ этой информации.

OSINT базируется на двух основных понятиях:

● открытый источник – это источник информации, который предоставляет ее без требования сохранения ее конфиденциальности, т.е. предоставляет информацию, не защищенную от публичного раскрытия. Открытые источники относятся к среде общедоступной информации, и не имеют ограничения в доступе для физических лиц;
● общедоступная информация – это информация, опубликованная или размещенная для широкого использования; доступная для общественности.

По утверждениям аналитика ЦРУ Шермана Кента на 1947 год, политики получают из открытых источников до 80 процентов информации, необходимой им для принятия ре
шений в мирное время. Позднее генерал-лейтенант Самуэль Уилсон, руководителя Разведывательного управления Министерства обороны США в 1976—1977 годах, отмечал, что «90 процентов разведданных приходит из открытых источников
и только 10 — за счѐт работы агентуры».

Американский исследователь по вопросам безопасности Марк М. Ловенталь определяет открытую информацию как «любую информацию, которая может быть получена из открытых коллекций: все типы СМИ, правительственные отчеты и другие документы, научные исследования и отчеты, коммерческие поставщики информации, Интернет и т. д.

Основная характеристика открытой информации – это то, что для ее получения не требуются нелегальных методов сбора и что она может быть получена с помощью средств, полностью соответствующих авторским правам и коммерческим условиям поставщиков.

Мировое сообщество все больше использует информацию из открытых источников в целях решения широкого спектра задач. Материалы OSINT служат базой для всех методов ведения разведки как накопитель разведывательных данных, их анализатор и распространитель.

В соответствии с [ATP, 2012] разведка в открытых источниках OSINT является одним из способов ведения разведки, который вносит значительный вклад при планировании боевых действий, а также предоставляет всю необходимую информацию при их проведении. Также определяется:

1) Разведка в открытых источниках (OSINT) является одним из методов ведения разведки путем сбора информации из открытых источников, ее анализа, подготовки и своевременного предоставления конечного продукта вышестоящему руководству в целях решения определенных разведывательных задач.

2) OSINT является методом ведения разведки, разработанным на основе сбора и анализа общедоступной информации, и не находящимся под непосредственным контролем правительства США. OSINT является результатом систематизированного сбора, обработки и анализа необходимой общедоступной информации.

В частности, роль OSINT при проведении разведки определяется рядом аспектов, среди которых оперативность поступления, объем, качество, ясность, легкость дальнейшего использования, стоимость получения и т.д. Следующие факторы влияют на процесс планирования и подготовки ведения OSINT:

Эффективное информационное обеспечение. Большая часть необходимых справочных материалов об объектах информационных операций добывается из
открытых источников. Это в основном достигается путем сбора информации из СМИ. Накопление данных из открытых источников является основной функцией OSINT.
Релевантность. Доступность, глубина и масштабы публично доступной информации позволяют находить необходимую информацию без привлечения специализированных человеческих и технических средств разведки.
Упрощение процессов добывания данных. OSINT предоставляет необходимую информацию, исключая потребность в привлечении излишних технических и человеческих методов ведения разведки.
Глубина анализа данных. Являясь официальной частью разведывательного процесса, OSINT позволяет руководству осуществлять глубокий анализ общедоступной информации в целях принятия соответствующих решений.
Оперативность. Резкое сокращение времени доступа к информации в сети Интернет. Сокращение человеко-часов, связанных с поиском информации,
людей и их взаимоотношений на основе открытых источников. Быстрое получение ценной оперативной информации. Стремительно меняющаяся обстановка во время кризисов полнее всего отражается в текущих репортажах CNN с места событий.
Объем. Возможность массового мониторинга определенных источников информации, с целью поиска интересующего контента, людей и событий. Как показывает опыт, грамотно собранные фрагменты информации из открытых источников в совокупности могут быть эквивалентны или даже более значимы, чем профессиональные разведывательные отчеты.
Качество. По сравнению с отчетами специальных агентов информация из открытых источников оказывается предпочтительнее уже потому, что лишена субъективизма, не разбавлена ложью.
Ясность. Так что если в случае использования OSINT надежность открытых источников бывает как ясной, так и неясной, то в случае с тайно добытыми данными степень их надежности всегда вызывает сомнения.
Легкость использования. Любые тайны принято окружать барьерами из грифов секретности, особых режимов доступа. Что же касается данных OSINT, то их можно легко передавать в любые заинтересованные инстанции. Возможно проведение комплексного расследования на основании данных из Интернета
Стоимость. Стоимость добычи данных в OSINT минимальна, определяется лишь стоимостью используемого сервиса.

В частности, сегодня, предлагаемые для OSINT программно-технологические решения обеспечивают:

● сбор данных из социальных сетей, таких как Facebook, Twitter или Youtube, анализ собранных данных;
● экстрагирование из собранного контента сути событий;
● агрегирование информации, полученной из сети Интернет;
● информационное влияние в сети Интернет;
● оценку достоверности информации;
● мониторинг и распознавание идентичности в сети Интернет, в том числе с помощью геолокации;
●  работу с информацией, полученной из невидимых с помощью традиционных сетевых поисковых систем сегментов веб-пространства (dark web, hidden web, deep web).