30.04.24

Как долго арабские лидеры смогут игнорировать гнев своих граждан?

Тысячи марокканцев принимают участие в акции протеста в поддержку палестинцев в секторе Газа и против нормализации отношений между Марокко и Израилем в Рабате, Марокко, воскресенье, 11 февраля 2024 года.

С 7 октября Ближний Восток сотрясают массовые протесты. Египтяне проводили демонстрации солидарности с палестинцами, так же как иракцы, марокканцы, тунисцы и йеменцы, которые вышли на улицы в огромных количествах. Иорданцы нарушили давние красные линии, попытавшись штурмовать израильское посольство, а Саудовская Аравия приостановила переговоры о нормализации отношений с Израилем, отчасти из-за глубокой ярости своего народа по поводу войны Израиля в секторе Газа.

Эти протесты контрастируют с недавними действиями арабских правительств, свидетельствующими о готовности сотрудничать с Израилем в вопросах безопасности – в частности, в том, что касается противостоянию Ирану. Власти государств Персидского залива, по сообщениям, заранее предупредили США о планах Тегерана выпустил сотни ракет и беспилотников по территории Израиля, а Иордания не только позволила США и Израилю оперировать в своем воздушном пространстве, но и задействовала свои ВВС, чтобы сбить часть объектов над своей территорией. Успех совместного отражения иранской атаки заставил многих с оптимизмом взглянуть на перспективы арабо-израильского альянса, над которым США и союзники работали годами.

Но стоит взглянуть на арабскую улицу, как этот оптимизм покажется преждевременным: настроения жителей арабских стран идут вразрез с расчетами их правителей, что часто выливается в столкновения, аресты и репрессии.

В Иордании после знаменательной иранской атаки произошли ожесточенные столкновения между сотрудниками служб безопасности и протестующими, включая случаи забрасывания камнями и поджогов, направленных против сил безопасности.

Ранее в этом месяце сотни людей собрались в центре Каира на демонстрацию солидарности с сектором Газа, и сотрудники службы безопасности Египта арестовали как минимум 14 протестующих.

В некоторых странах даже публичного проявления пропалестинских настроений достаточно, чтобы подвергнуться риску ареста. Причина проста: правители опасаются, что гнев, направленный на Израиль, обернется против них самих.

Некоторые правительства в арабском мире уже давно столкнулись с растущим недовольством своими связями с Израилем и его главным покровителем, Соединенными Штатами. Теперь война в Газе – и то, что многие арабы считают соучастием своих собственных правительств, – с новой силой вбила старый клин между правителями и народом.

В Марокко десятки людей были арестованы в ходе пропалестинских протестов или задержаны за публикации в социальных сетях, критикующие сближение королевства с Израилем. В Саудовской Аравии, которая находится на пути к соглашению о нормализации отношений с Израилем, и в Объединенных Арабских Эмиратах, которые уже заключили его, власти проявляют такую ​​сверхчувствительность к любому намеку на оппозицию, что многие опасаются высказываться по этому вопросу.

По данным Amnesty International, правительство Иордании, застрявшее между большинством палестинского населения и тесным сотрудничеством с Израилем и Соединенными Штатами, с начала октября арестовало по меньшей мере 1500 человек. В их число входит около 500 человек в марте, когда у посольства Израиля в Аммане прошли массовые акции протеста.

На протяжении десятилетий арабские активисты связывали борьбу за справедливость для палестинцев — дело, которое объединяет арабов разных политических убеждений — с борьбой за большие права и свободы внутри своих стран. Для них Израиль был олицетворением авторитарных и колониалистических сил, которые препятствовали развитию их собственных обществ.

Антисионизм не антисемитизм!

Палестинские флаги были обычным явлением на протестах Арабской весны, охвативших регион в 2011 году. В Египте, где с момента прихода к власти в 2013 году президент Абдель Фаттах ас-Сиси подавил протесты и заглушил большую часть критики, власти всегда помнят, что активизм может быстро обернуться против них: сегодня они вышли протестовать за Палестину; завтра они могут протестовать против президента.

После соглашений Бахрейна, Марокко и Объединенных Арабских Эмиратов о нормализации отношений с Израилем, а также шагов Саудовской Аравии последовать этому примеру, война вызвала возмущение в этих странах не только по отношению к Израилю, но и к арабским лидерам, желающим работать с ним.

Многие арабские правительства пытались обуздать народный гнев с помощью горячей риторики, осуждающей Израиль за войну. Даже Египет, близкий партнер США, пригрозил заморозить Кэмп-Дэвидские соглашения, если Израиль вторгнется в Рафиах или вытеснит жителей Газы на Синай.

Однако они видят слишком много практических преимуществ в связях с Израилем, чтобы отказываться от мирных соглашений. Тот же Египет – первая арабская страна, заключившая мир с Израилем, – наладил тесное партнерство в сфере безопасности за годы совместной борьбы с боевиками на севере Синая. Египет и Израиль также работали вместе над блокадой Газы, чтобы сдержать ХАМАС, чей воинственный политический исламизм Египет тоже считает угрозой. Египет также полагается на Израиль, чтобы предотвратить огромный приток палестинских беженцев из сектора Газа.

В Марокко, несмотря на протесты, сотрудничество с Израилем в сфере безопасности тоже продолжается: израильская компания BlueBird открывает там завод по созданию беспилотников.

Монархии Персидского залива, включая Саудовскую Аравию и Эмираты, которые в течение многих лет подвергались нападениям со стороны группировок, поддерживаемых Ираном, давно поддерживают связи по тайным каналам безопасности с Израилем, который рассматривает Иран как свою самую большую угрозу. Эта договоренность по принципу «враг моего врага» проложила путь к дальнейшим переговорам о нормализации.

В прошлом некоторые лидеры региона позволяли своему разочарованному населению выпустить пар с помощью пропалестинской и антиизраильской активности. Но теперь, когда в глазах многих граждан в катастрофе в секторе Газа опосредованно виновны их собственные арабские правительства, демонстрации становятся слишком опасны для правящих элит.

Некоторые египтяне критикуют свое правительство, среди прочего, за то, что оно дает Израилю право голоса в доставке крайне необходимой помощи в сектор Газа через пограничный переход в Египте. А в Марокко активист по имени Абдул Рахман Занкад, который раскритиковал соглашение Марокко о нормализации отношений с Израилем, был приговорен к пяти годам тюремного заключения.

По мере того, как война в секторе Газа продолжается, а Израиль готовится к операции в Рафиахе, чреватой усилением страданий гражданского населения Газы, интересы арабских правителей и их подданных будут сталкиваться все больше, а гнев на улицах станет все сложнее игнорировать. И тогда выбор встанет между усилением репрессий или пересмотром своей политики на сближение с Израилем.

Александра Аппельберг