В 1961 году Дэниел Бурстин ввёл термин «псевдособытие» — событие, организованное ради самого события. Цель — не сказать или сделать что-то значимое, а удержать внимание публики. Целью становится внимание наблюдателя.
Вершиной псевдособытий является профессиональный рестлинг, иногда называемый «спортивным театром». Никто на самом деле не соревнуется. Толпа ликует, выбирает фаворитов и наблюдает за победами. Но никто не выигрывает по-настоящему ничьего театра.
Для меня наблюдение за политикой в последние годы — это как наблюдение за профессиональным рестлингом. Недавние заявления о том, что «Трамп наконец-то устал от Путина», — прекрасный пример. Мне задают вопросы представители прессы: «Это правда? Политика Белого дома меняется?»
Ну ладно… давайте посмотрим на суть.
Взять, к примеру, заголовок Reuters: возможная поставка оборудования на Украину на сумму 300 миллионов долларов. Тем временем Россия объявляет оборонный бюджет на следующий год — примерно 300 миллиардов долларов.
Несколько недель назад мы задавались вопросом: действительно ли были уничтожены иранские ядерные объекты? Или это был очередной эпизод сериала? Мы можем никогда не узнать правду. Мы знаем только то, что показали в прошлой серии. Вполне возможно, что Иран продолжит разработку своей бомбы, не совсем недовольный сценарием. Им оставалось лишь принять роль «страны, которая потерпела поражение», а затем продолжить эскалацию конфликта с соседями и Украиной.
Можно сказать, что это всего лишь шоу Трампа. Но это происходит по обе стороны Атлантики, и уже давно.
Помните «коалицию доброй воли» и её «уничтожающие санкции»? Это выглядело как эффектная пощёчина: промахнулась мимо противника ровно настолько, чтобы не причинить ему вреда.
Ракеты «Таурус»? Я начинаю сомневаться в их существовании. А помните громкое заявление Байдена: Украина наконец-то получит ATACMS? Заголовки в газетах зашкаливали. Спустя несколько дней мы узнали: было поставлено всего одиннадцать ракет.
Зачем нужен этот спектакль? Кто его требует?
В США ответ прост: электорат требует хорошего шоу. Его создают политики. Их цель — развлекать публику, чтобы она с нетерпением ждала последнего эпизода и ждала следующего. Кто злодей на этой неделе — Зеленский или Путин? Кто пострадает следующим — Канада или Бразилия?
Для создателей этого шоу — это всего лишь профессиональный рестлинг. Нам, зрителям, жаль, что реальная жизнь, тем не менее, продолжается.
Путину всё равно, назовут ли его на этой неделе злодеем. Его такая категоризация не трогает. Он в любом случае хочет уничтожить Украину, с нашим театральным представлением или без него.
За пределами США другие западные лидеры продолжают кривляться. Неужели они действительно пытаются напугать Путина? Это было бы наивно. Ему нетрудно разглядеть их пресс-релизы и понять, что происходит на самом деле. Парализующие санкции? Один звонок в Будапешт или Братиславу, чтобы проверить, всё ли в порядке, и, как всегда, всё хорошо. *смеётся по-путински*
Пять процентов за десять лет, кроме тех, кому не хочется? Ну что ж, удачи, товарищи.
Десять ракет «Пэтриот» из тридцати, которые должны были отправиться на Украину? Что ж, это действительно «шаг в правильном направлении», с точки зрения Путина.
Возможно, настоящая цель — демобилизовать искренних сторонников Украины на Западе. Общественное давление требует более сильной позиции и большей помощи, поэтому для удовлетворения спроса создаются псевдомероприятия с псевдоценностью. Правда выходит наружу не сразу, особенно когда правительства заявляют, что вся будущая поддержка «секретна».
Вот как это работает. Вам говорят, что что-то делается, но если вы не находитесь у ринга и не смотрите под точным углом, как вы можете понять, действительно ли рестлер приземлился? Или промахнулся на фут?
В прошлых войнах правительствам приходилось сплачивать население, чтобы убедить его в важности этого. Сегодня некоторые сообщения, похоже, направлены на то, чтобы избежать реальной мобилизации. Вместо геополитической стратегии мы видим развлечения, но реальный мир не останавливается. Мы просто видим его всё меньше.
Если вы ищете пример реальных действий, взгляните на текущие дебаты в Германии о расходах на оборону. Они реальны. Если предложения будут реализованы, они действительно изменят ситуацию. Канцлеру трудно отстаивать свои интересы в Бундестаге, и ему приходится рисковать своим политическим будущим — но именно это и делает его важным. Если он добьётся своего, Европа, возможно, станет безопаснее.
В качестве дополнительных примеров реальных действий можно привести Данию, Швецию или Финляндию, которые молча, но открыто направляют новые транши поддержки Украине. Не ради заголовков и внимания, а чтобы помочь украинцам выиграть войну.
Но пугает то, что таких примеров — последних остатков доброго старого ответственного государственного управления — так мало.
Что делать?
Мы должны требовать меньше показухи, больше сути. «Хороший заголовок» должен рассказывать, что значительная и переломная поддержка уже на пути к передовой, а не о том, что через две недели состоится собрание по голосованию по вопросу подписей.
Чтобы победить на Украине, нам нужно взять на себя гораздо больше обязательств. Новые программы, новые инициативы, новые средства. Это требует принятия реальности, которую псевдообъявления не меняют. Одна партия ракет — это хорошо… и она никак не меняет ход войны.
Сохранение нынешнего курса, по сути, означает примирение с поражением. Это хуже, чем просто умиротворение. Мы даже не пытаемся победить или предотвратить более масштабную войну. Многие, кто должен принимать сложные решения, надеются, что театральные отвлечения заметут следы их бездействия на достаточно долгое время, чтобы проблема исчезла или стала проблемой кого-то другого.
Реальность, в которой мы живём, — это не реалити-шоу. Но если мы продолжим относиться к ней как к реалити-шоу, то пожары в Киеве станут финалом сезона.