«Я прошёл по улицам сёл и 12 колхозов. Везде было слышно стенание: «У нас нет хлеба, мы умираем!» Это стенание было слышно по всей России: на Волге, в Сибири, Беларуси, на Северном Кавказе, в Средней Азии и в Украине».
Особое внимание выпускник Кембриджа, мать которого была гувернанткой детей Джона Хьюза – основателя Юзовки, то есть Донецка – обратил на трагическую ситуацию в Украине.
Впрочем, Джонс ещё в 1929 году, то есть задолго до Великого Голодомора, после первого посещения страны, где "так вольно дышит человек", начал бить в набат.
Тогда он написал родителям:
«Ситуация в Украине ужасная; всё паршиво, еды нет; угнетение, несправедливость, нищета. Я повидал кое-что настолько плохое, что меня просто бесит, когда я думаю о том, как люди типа Бернарда Шоу ездят туда, где их водят за нос. Они едят вдоволь, после чего возвращаются и называют Россию райским местом. Советское правительство — самое жестокое в мире. Крестьяне ненавидят коммунистов. Тысячи и тысячи лучших людей России были сосланы в Сибирь и в тюрьму на Соловках. На Донбассе условия невыносимые. Многие украинцы настолько ослабли, что не в состоянии работать».
Вскоре после заявления британского журналиста о геноциде украинского народа и других народов сталинского концлагеря советские власти обвинили Джонса в шпионаже против СССР и закрыли ему въезд в «большевистский рай».
12 августа 1935 года, за день до своего 30-летия, Гарет Джонс был убит в Манчжурии агентами сталинского НКВД.
История скреп