Немецкий двухмоторный ночной истребитель Messerschmitt Bf.110-G-4/R3 периода Второй мировой войны. |
В годы, предшествующие Второй мировой войне, в Германии началась глобальная программа по созданию новейших боевых самолетов. А одним из наиболее интересных проектов стал Messerschmitt Bf.110. Правда, сначала казалось, что эта машина полностью бесполезна, но когда ее немного переделали, то пользу от ее уникальности стало сложно переоценить.
Немецкий истребитель Messerschmitt Bf.110E из состава эскадры тяжелых истребителей ZG 76 ( (Zerstörergeschwader 76), только что вернувшейся с Балкан, лето 1941 года |
В середине 1930-х годов сразу в нескольких странах Европы началась работа по созданию «универсального» боевого самолета. Это должна была стать тяжелая двухмоторная машина, которая могла как сбивать вражеские аэропланы, так и сбрасывать бомбы на наземные позиции. Немецкая концепция конструктора Вилли Мессершмитта вылилась в двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf.110, получивший официальное прозвище Zerstörer («Разрушитель»).
Внутри кабины Bf-110 во время полёта |
Машина впервые поднялась в воздух в 1936 году и в дальнейшем получила множество модификаций. Самолет оснащался авиапушками калибра до 37 мм, пулеметами, мог нести до 2000 килограмм бомбовой нагрузки.
В сентябре 1939 года Вермахт вторгся в Польшу, и в небе над ней пилоты Messerschmitt Bf.110 получили первый боевой опыт. В следующие несколько лет самолет успешно применялся в Люфтваффе при налетах на Данию, Норвегию, при нападении на Бельгию, Голландию, Францию, во время немецкого вторжения в Югославию и Грецию. Но авиация Геринга там не встретила серьезного сопротивления.
Строй самолетов Messerschmitt Bf.110 в небе над Ла-Маншем. |
Британские истребители Hawker Hurricane легко уходили от тяжелых немецких 110-х. |
И только в битве за Британию летом-осенью 1940 года немецкие Люфтваффе встретили достойный отпор. В столкновениях с легкими британскими истребителями Hurricane и Spitfire немцы на 110-х «мессершмиттах» несли чрезмерные потери. Их машины медленнее набирали скорость и хуже маневрировали. Через год, когда началась война уже с СССР, ситуация повторилась. Устаревшие, но юркие И-16 расстреливали 110-х просто «на ура». Таким образом, Bf.110 стал применяться только для дальних полетов (для чего у Bf.109 просто не хватало топлива) и как скоростной бомбардировщик.
Двухмоторный Messerschmitt Bf.110 известен прежде всего как ночной истребитель. На рисунке он преследует тяжелые бомбардировщики союзников |
В это же время в Германии начали создавать ночную истребительную авиацию (части Nachtjagdgeschwader). А уже в 1942 году они начали боевую работу против британских бомбардировщиков, совершавших налеты на города Рейха. Модифицированные Bf.110 как нельзя лучше подходили для подобных задач. Трехместная кабина, большая скорость (до 600 км/ч) и грузоподъемность самолета были дополнены новым секретным вооружением и еще более секретной системой наведения.
Схема обстрела вражеского самолета с использованием установки «Неправильная музыка» |
На ночных истребителях Bf.110 в некоторых авиачастях самостоятельно ставили дополнительные авиапушки, которые стреляли не вперед, как обычно, а вверх, под углом 65-70 градусов. Благодаря этому можно подкрадываться к вражескому бомбардировщику с его единственной незащищенной стороны – снизу. Такая схема получила название Schräge Musik («Неправильная музыка»).
В заводском варианте две 20-миллиметровые пушки MG FF установливались в задней части кабины, направленными вверх и вперед под углом около 80°. В верхней части фонаря был установлен прицел, а боеприпасы были модифицированы таким образом, чтобы все снаряды оставляли слабый светящийся след.
Сдвоенная установка MG FF/M Schräge Musik, с дулами пушек, слегка выступающими с каждой стороны верхней части задней кабины Me-110. 1944 год |
Учитывая, что перехваты осуществлялись ночью, то отбить атаку немецкого самолета было очень сложно, а обнаружить его вовремя – почти нереально.
Истребитель Bf.110 обычно по возможности нацеливался на двигатели или топливные баки, поскольку выстрел прямо в бомбоотсек приводил к настолько мощному взрыву, что существовал риск повреждения атакующего.
Авиапушки установки «Неправильная музыка» на немецком ночном истребителе Me-110. |
Но прежде, чем подстрелить британский или американский самолет, его нужно было найти. Поиск бомбардировщиков осуществлялся по наведению с земли, с помощью радиолокаторов, установленных непосредственно на самолет, системы распознавания «свой-чужой» и инфракрасных прицелов. Все эти разработки являлись сверхсекретными, а их упоминание в военной прессе было запрещено. Победы немецких ночных истребителей, которые заслуженно считали элитой, официально описывались как традиционные, в ключе «подлетел сзади и сбил».
На ночные истребители Messerschmitt Bf.110 устанавливались радары FuG 202/212/220 Lichtenstein, с помощью которых можно было «засечь» вражеский самолет на расстоянии до 20 километров. Именно так немецким летчикам удавалось сбивать до 5 тяжелых бомбардировщиков за один вылет.
Антенны РЛС FuG-227 Flensburg на концовках крыльев Bf 110G Stab I/NJG4 (ранее эскадра ZG76, известная своей пастью акулы). |
Описанные выше системы радиолокации и вооружения были тайной, которую Третий Рейх пытался оставить в секрете любой ценой. Все это вылилось в один интересный инцидент. В апреле 1944 года немецкий летчик Вильгельм Йонен был вынужден посадить свой Messerschmitt Bf.110G-4, поврежденный в ночном бою, на полосу аэропорта в Швейцарии. По международным законам, в такой ситуации пилот и машина должны быть интернированы, т.е. самолет швейцарцы могут оставить себе.
Bf110 G-4 6.NJG6 2Z+OP WNr 5547, захваченный швейцарскими военными, установлен на рампе для испытаний радиолокационной системы FuG-220 Lichtenstein. |
Но это не устраивало руководство Третьего Рейха. Чтобы не допустить утечки информации и исключить попадание технических секретов (прежде всего, FuG 220 Lichtenstein и Schräge Musik) в руки британцев, спецслужбы Германии и Швейцарии договорились об обмене. В обмен на поврежденный 110-й немцы обязались передать стране, сохранявшей нейтралитет, 12 новых одномоторных истребителей Bf.109G-6. Сделка состоялась, но спустя некоторое время выяснилось, что немцы «подсунули» машины с заводским браком и изношенными моторами.
Bf 110G-4b/R3 W.Nr. 740055 C9+EN of the NJG 5 Dübendorf, Switzerland |
Немецкий радар дальнего обнаружения самолетов Mammut. Также интерес представляет параболическая антенна радара Renner I, расположенная в крайнем правом углу. |
Антенная решетка РЛС Mammut |