03.05.24

Зачем на «Мессершмитт»-110 ставили конструкции в виде рогов и почему их держали в секрете

Немцы опережали союзников во многих областях военных технологий, также они были впереди в создании самолетных бортовых радаров, хотя первые годы Второй мировой войны они провели полагаясь лишь на дневные истребители, наземные радары и прожекторы. Однако летом 1942 года они начали поставлять на вооружение истребители с собственным радаром.

Немецкий двухмоторный ночной истребитель Messerschmitt Bf.110-G-4/R3 периода Второй мировой войны.

В годы, предшествующие Второй мировой войне, в Германии началась глобальная программа по созданию новейших боевых самолетов. А одним из наиболее интересных проектов стал Messerschmitt Bf.110. Правда, сначала казалось, что эта машина полностью бесполезна, но когда ее немного переделали, то пользу от ее уникальности стало сложно переоценить.

Немецкий истребитель Messerschmitt Bf.110E из состава эскадры тяжелых истребителей ZG 76 ( (Zerstörergeschwader 76), только что вернувшейся с Балкан, лето 1941 года

В середине 1930-х годов сразу в нескольких странах Европы началась работа по созданию «универсального» боевого самолета. Это должна была стать тяжелая двухмоторная машина, которая могла как сбивать вражеские аэропланы, так и сбрасывать бомбы на наземные позиции. Немецкая концепция конструктора Вилли Мессершмитта вылилась в двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf.110, получивший официальное прозвище Zerstörer («Разрушитель»).

Внутри кабины Bf-110 во время полёта

Машина впервые поднялась в воздух в 1936 году и в дальнейшем получила множество модификаций. Самолет оснащался авиапушками калибра до 37 мм, пулеметами, мог нести до 2000 килограмм бомбовой нагрузки.

Двухмоторный Messerschmitt Bf.110 из эскадры ZG1. Всего было произведено 6170 Ме-110 в 8 модификациях и 67 вариантах, что является достаточно серьёзной цифрой. Из этого числа 3028 машин составляли «разрушители» (производившиеся в довоенное время и в начале войны, и которые принято именовать Bf-110), а 2240 - истребители ПВО (которые производились в середине и конце войны, обозначаемые как Me-110).

В сентябре 1939 года Вермахт вторгся в Польшу, и в небе над ней пилоты Messerschmitt Bf.110 получили первый боевой опыт. В следующие несколько лет самолет успешно применялся в Люфтваффе при налетах на Данию, Норвегию, при нападении на Бельгию, Голландию, Францию, во время немецкого вторжения в Югославию и Грецию. Но авиация Геринга там не встретила серьезного сопротивления.

Messerschmitt Bf.110
Строй самолетов Messerschmitt Bf.110 в небе над Ла-Маншем.

Британские истребители Hawker Hurricane легко уходили от тяжелых немецких 110-х.

И только в битве за Британию летом-осенью 1940 года немецкие Люфтваффе встретили достойный отпор. В столкновениях с легкими британскими истребителями Hurricane и Spitfire немцы на 110-х «мессершмиттах» несли чрезмерные потери. Их машины медленнее набирали скорость и хуже маневрировали. Через год, когда началась война уже с СССР, ситуация повторилась. Устаревшие, но юркие И-16 расстреливали 110-х просто «на ура». Таким образом, Bf.110 стал применяться только для дальних полетов (для чего у Bf.109 просто не хватало топлива) и как скоростной бомбардировщик.

Messerschmitt Bf.110 - ночной истребитель
Двухмоторный Messerschmitt Bf.110 известен прежде всего как ночной истребитель. На рисунке он преследует тяжелые бомбардировщики союзников

В это же время в Германии начали создавать ночную истребительную авиацию (части Nachtjagdgeschwader). А уже в 1942 году они начали боевую работу против британских бомбардировщиков, совершавших налеты на города Рейха. Модифицированные Bf.110 как нельзя лучше подходили для подобных задач. Трехместная кабина, большая скорость (до 600 км/ч) и грузоподъемность самолета были дополнены новым секретным вооружением и еще более секретной системой наведения.

Схема обстрела вражеского самолета с использованием установки «Неправильная музыка»

На ночных истребителях Bf.110 в некоторых авиачастях самостоятельно ставили дополнительные авиапушки, которые стреляли не вперед, как обычно, а вверх, под углом 65-70 градусов. Благодаря этому можно подкрадываться к вражескому бомбардировщику с его единственной незащищенной стороны – снизу. Такая схема получила название Schräge Musik («Неправильная музыка»).

В заводском варианте две 20-миллиметровые пушки MG FF установливались в задней части кабины, направленными вверх и вперед под углом около 80°. В верхней части фонаря был установлен прицел, а боеприпасы были модифицированы таким образом, чтобы все снаряды оставляли слабый светящийся след.

Сдвоенная установка MG FF/M Schräge Musik, с дулами пушек, слегка выступающими с каждой стороны верхней части задней кабины Me-1101944 год

Учитывая, что перехваты осуществлялись ночью, то отбить атаку немецкого самолета было очень сложно, а обнаружить его вовремя – почти нереально.

Истребитель  Bf.110 обычно по возможности нацеливался на двигатели или топливные баки, поскольку выстрел прямо в бомбоотсек приводил к настолько мощному взрыву, что существовал риск повреждения атакующего.

Авиапушки установки «Неправильная музыка» на немецком ночном истребителе Me-110. 

Немецкий истребитель Messerschmitt Bf.110-G-4/R3 с установленными радарами FuG 220 и FuG 212.  „Hirschgeweih“ (Оленьи рога) версии ночного истребителя G-4/R3 создавали сильное лобовое сопротивление, что снижало максимальную скорость. Две пушки MG 151 установлены под фюзеляжем. 

Но прежде, чем подстрелить британский или американский самолет, его нужно было найти. Поиск бомбардировщиков осуществлялся по наведению с земли, с помощью радиолокаторов, установленных непосредственно на самолет, системы распознавания «свой-чужой» и инфракрасных прицелов. Все эти разработки являлись сверхсекретными, а их упоминание в военной прессе было запрещено. Победы немецких ночных истребителей, которые заслуженно считали элитой, официально описывались как традиционные, в ключе «подлетел сзади и сбил».

Радары FuG 220 и FuG 202 (в центре) «Лихтенштейн» SN-2 УКВ-диапазона и антенны радиолокационной станции ночного истребителя B/C UHF-диапазона на носовой части Bf.110 G-4, обслуживаемого наземным экипажем Люфтваффе на аэродроме Гроув. Антенны разных типов на Messerschmitt Bf.110 летчики и вспомогательный персонал называли «оленьими рогами» и «усами майского жука». 

На ночные истребители Messerschmitt Bf.110 устанавливались радары FuG 202/212/220 Lichtenstein, с помощью которых можно было «засечь» вражеский самолет на расстоянии до 20 километров. Именно так немецким летчикам удавалось сбивать до 5 тяжелых бомбардировщиков за один вылет.

Антенны РЛС FuG-227 Flensburg на концовках крыльев Bf 110G Stab I/NJG4 (ранее эскадра ZG76, известная своей пастью акулы).

Описанные выше системы радиолокации и вооружения были тайной, которую Третий Рейх пытался оставить в секрете любой ценой. Все это вылилось в один интересный инцидент. В апреле 1944 года немецкий летчик Вильгельм Йонен был вынужден посадить свой Messerschmitt Bf.110G-4, поврежденный в ночном бою, на полосу аэропорта в Швейцарии. По международным законам, в такой ситуации пилот и машина должны быть интернированы, т.е. самолет швейцарцы могут оставить себе.

Bf110 G-4 6.NJG6 2Z+OP WNr 5547, захваченный швейцарскими военными, установлен на рампе для испытаний радиолокационной системы FuG-220 Lichtenstein.

Но это не устраивало руководство Третьего Рейха. Чтобы не допустить утечки информации и исключить попадание технических секретов (прежде всего, FuG 220 Lichtenstein и Schräge Musik) в руки британцев, спецслужбы Германии и Швейцарии договорились об обмене. В обмен на поврежденный 110-й немцы обязались передать стране, сохранявшей нейтралитет, 12 новых одномоторных истребителей Bf.109G-6. Сделка состоялась, но спустя некоторое время выяснилось, что немцы «подсунули» машины с заводским браком и изношенными моторами.

Bf 110G-4b/R3 W.Nr. 740055 C9+EN of the NJG 5 Dübendorf, Switzerland

РЛС FuG 240 «Берлин» представляла собой бортовую радиолокационную систему перехвата, работающую на «самом нижнем конце» радиодиапазона СВЧ, которую немецкой Люфтваффе поставили в самом конце Второй мировой войны. Это был первый немецкий радар, основанный на резонаторном магнетроне, что устранило необходимость в больших антенных решетках на основе нескольких диполей, которые использовались на более ранних радарах, тем самым значительно увеличив характеристики ночных истребителей. Представлен компанией Telefunken в апреле 1945 года, в эксплуатацию поступило всего около 25 единиц.

Немецкий радар дальнего обнаружения самолетов Mammut. Также интерес представляет параболическая антенна радара Renner I, расположенная в крайнем правом углу.

 РЛС «Mammut» (FunkMeßGerät 65, FuMG 41/42) представляет собой стационарную РЛС с длиной волны 2,20…2,50 м. Антенна закреплена рефлекторной решеткой из проволочной сетки размером 10×30 м. Он состоит из четырех плоскостей по 16 диполей в каждой. Две верхние плоскости — передающая антенна, две нижние — приёмная антенна. Поскольку антенна не поворотная, поворот луча осуществляется электронным способом с помощью «электрокомпенсатора» в качестве фазовращателя, который включает байпасные линии в фидерную. Это позволяло поворачивать передающий луч в диапазоне углов ±55° к главной оси.  Точность измерения дальности составляла ±300 м, точность пеленга ±0,5°. Вес оборудования составил около 25 т. Устройство «Маммут» может быть сопряжено с устройством «Малайя». Это была дополнительная приемная система, которая использовала верхнюю и нижнюю плоскости антенны, образуя таким образом очень узкую вертикальную диаграмму. Дополнительное измерение угла места стало возможным благодаря сравнению фаз между двумя плоскостями. Таким образом, в 1944 году радар «Маммут» стал первым в мире трехмерным радаром с фазированной антенной решеткой.
Пиковая мощность: 200 кВт, средняя мощность: 8 кВт, и
нструментальная дальность: 200 км

Антенная решетка РЛС Mammut