![]() |
Немецкий двухмоторный ночной истребитель Messerschmitt Bf.110-G-4/R3 периода Второй мировой войны. |
В годы, предшествующие Второй мировой войне, в Германии началась глобальная программа по созданию новейших боевых самолетов. А одним из наиболее интересных проектов стал Messerschmitt Bf.110. Правда, сначала казалось, что эта машина полностью бесполезна, но когда ее немного переделали, то пользу от ее уникальности стало сложно переоценить.
![]() |
Немецкий истребитель Messerschmitt Bf.110E из состава эскадры тяжелых истребителей ZG 76 ( (Zerstörergeschwader 76), только что вернувшейся с Балкан, лето 1941 года |
В середине 1930-х годов сразу в нескольких странах Европы началась работа по созданию «универсального» боевого самолета. Это должна была стать тяжелая двухмоторная машина, которая могла как сбивать вражеские аэропланы, так и сбрасывать бомбы на наземные позиции. Немецкая концепция конструктора Вилли Мессершмитта вылилась в двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf.110, получивший официальное прозвище Zerstörer («Разрушитель»).
![]() |
Внутри кабины Bf-110 во время полёта |
Машина впервые поднялась в воздух в 1936 году и в дальнейшем получила множество модификаций. Самолет оснащался авиапушками калибра до 37 мм, пулеметами, мог нести до 2000 килограмм бомбовой нагрузки.
В сентябре 1939 года Вермахт вторгся в Польшу, и в небе над ней пилоты Messerschmitt Bf.110 получили первый боевой опыт. В следующие несколько лет самолет успешно применялся в Люфтваффе при налетах на Данию, Норвегию, при нападении на Бельгию, Голландию, Францию, во время немецкого вторжения в Югославию и Грецию. Но авиация Геринга там не встретила серьезного сопротивления.
![]() |
Строй самолетов Messerschmitt Bf.110 в небе над Ла-Маншем. |
![]() |
Британские истребители Hawker Hurricane легко уходили от тяжелых немецких 110-х. |
И только в битве за Британию летом-осенью 1940 года немецкие Люфтваффе встретили достойный отпор. В столкновениях с легкими британскими истребителями Hurricane и Spitfire немцы на 110-х «мессершмиттах» несли чрезмерные потери. Их машины медленнее набирали скорость и хуже маневрировали. Через год, когда началась война уже с СССР, ситуация повторилась. Устаревшие, но юркие И-16 расстреливали 110-х просто «на ура». Таким образом, Bf.110 стал применяться только для дальних полетов (для чего у Bf.109 просто не хватало топлива) и как скоростной бомбардировщик.
![]() |
Двухмоторный Messerschmitt Bf.110 известен прежде всего как ночной истребитель. На рисунке он преследует тяжелые бомбардировщики союзников |
В это же время в Германии начали создавать ночную истребительную авиацию (части Nachtjagdgeschwader). А уже в 1942 году они начали боевую работу против британских бомбардировщиков, совершавших налеты на города Рейха. Модифицированные Bf.110 как нельзя лучше подходили для подобных задач. Трехместная кабина, большая скорость (до 600 км/ч) и грузоподъемность самолета были дополнены новым секретным вооружением и еще более секретной системой наведения.
![]() |
Схема обстрела вражеского самолета с использованием установки «Неправильная музыка» |
На ночных истребителях Bf.110 в некоторых авиачастях самостоятельно ставили дополнительные авиапушки, которые стреляли не вперед, как обычно, а вверх, под углом 65-70 градусов. Благодаря этому можно подкрадываться к вражескому бомбардировщику с его единственной незащищенной стороны – снизу. Такая схема получила название Schräge Musik («Неправильная музыка»).
В заводском варианте две 20-миллиметровые пушки MG FF установливались в задней части кабины, направленными вверх и вперед под углом около 80°. В верхней части фонаря был установлен прицел, а боеприпасы были модифицированы таким образом, чтобы все снаряды оставляли слабый светящийся след.
![]() |
Сдвоенная установка MG FF/M Schräge Musik, с дулами пушек, слегка выступающими с каждой стороны верхней части задней кабины Me-110. 1944 год |
Учитывая, что перехваты осуществлялись ночью, то отбить атаку немецкого самолета было очень сложно, а обнаружить его вовремя – почти нереально.
Истребитель Bf.110 обычно по возможности нацеливался на двигатели или топливные баки, поскольку выстрел прямо в бомбоотсек приводил к настолько мощному взрыву, что существовал риск повреждения атакующего.
![]() |
Авиапушки установки «Неправильная музыка» на немецком ночном истребителе Me-110. |
Но прежде, чем подстрелить британский или американский самолет, его нужно было найти. Поиск бомбардировщиков осуществлялся по наведению с земли, с помощью радиолокаторов, установленных непосредственно на самолет, системы распознавания «свой-чужой» и инфракрасных прицелов. Все эти разработки являлись сверхсекретными, а их упоминание в военной прессе было запрещено. Победы немецких ночных истребителей, которые заслуженно считали элитой, официально описывались как традиционные, в ключе «подлетел сзади и сбил».
На ночные истребители Messerschmitt Bf.110 устанавливались радары FuG 202/212/220 Lichtenstein, с помощью которых можно было «засечь» вражеский самолет на расстоянии до 20 километров. Именно так немецким летчикам удавалось сбивать до 5 тяжелых бомбардировщиков за один вылет.
![]() |
Антенны РЛС FuG-227 Flensburg на концовках крыльев Bf 110G Stab I/NJG4 (ранее эскадра ZG76, известная своей пастью акулы). |
Описанные выше системы радиолокации и вооружения были тайной, которую Третий Рейх пытался оставить в секрете любой ценой. Все это вылилось в один интересный инцидент. В апреле 1944 года немецкий летчик Вильгельм Йонен был вынужден посадить свой Messerschmitt Bf.110G-4, поврежденный в ночном бою, на полосу аэропорта в Швейцарии. По международным законам, в такой ситуации пилот и машина должны быть интернированы, т.е. самолет швейцарцы могут оставить себе.
![]() |
Bf110 G-4 6.NJG6 2Z+OP WNr 5547, захваченный швейцарскими военными, установлен на рампе для испытаний радиолокационной системы FuG-220 Lichtenstein. |
Но это не устраивало руководство Третьего Рейха. Чтобы не допустить утечки информации и исключить попадание технических секретов (прежде всего, FuG 220 Lichtenstein и Schräge Musik) в руки британцев, спецслужбы Германии и Швейцарии договорились об обмене. В обмен на поврежденный 110-й немцы обязались передать стране, сохранявшей нейтралитет, 12 новых одномоторных истребителей Bf.109G-6. Сделка состоялась, но спустя некоторое время выяснилось, что немцы «подсунули» машины с заводским браком и изношенными моторами.
![]() |
Bf 110G-4b/R3 W.Nr. 740055 C9+EN of the NJG 5 Dübendorf, Switzerland |
![]() |
Немецкий радар дальнего обнаружения самолетов Mammut. Также интерес представляет параболическая антенна радара Renner I, расположенная в крайнем правом углу. |
![]() |
Антенная решетка РЛС Mammut |