Пропаганда может быть независимой от действительности, если ее аргументы и убедительность принимаются
массовым сознанием. Советская пропаганда была именно такой.
В
прошлом пропаганда
имела четкую цель — воспитание любви к государству. Только на это
государство могло отдавать деньги с удовольствием. Особенно активной эта
деятельность становится при смене политических режимов, тем более когда
новый режим приходит на обломки старого. Чем большим будет разрыв между
ними, тем более значимой становится пропаганда, которая в этом случае
должна заниматься не только настоящим, но и новыми прошлым и будущим.
В прошлом пропаганда
шагала по нашим улицам чеканным шагом, оставляя заметные следы. На доме
слева висело «Летайте самолетами “Аэрофлота”», на доме справа — «Слава
КПСС!». И все было понятно. Это директивная пропаганда, которая и не
требовала смены поведения из-за отсутствия возможности выбора, поскольку
других самолетов не было, как не было и другой партии.
Прошлая пропаганда
обитала в публичном пространстве образования и медиа, сейчас же она
освоила приватное пространство, живя в сериалах, литературе, искусстве
не в прямом, а в скрытом виде. При этом часто она из «командира»
превращается в добровольного «помощника», которого, правда, никто не
приглашал.
Нынешняя пропаганда
все больше смещается в сферу подталкивания населения к здоровому образу
жизни, прошлая же была скорее «пропагандой себя», ведь государство
хотело слышать о себе только хорошее и очень хорошее. Оно как бы
спрашивало у пропаганды по аналогии со сказкой: «Свет мой, зеркальце,
скажи, кто на свете всех милее», желая услышать в ответ, что именно оно.