За годы гласности мы узнали немало новых, неожиданных, идущих вразрез с прежними представлениями фактов из новейшей истории. В частности, относящихся к годам Второй мировой войны. Партизанский террор против мирного населения остается пока еще малоизвестной страницей. Автор этих строк в ходе научной исследовательской работы столкнулся с большим количеством документов, рассказывающих об этом явлении в Западной Украине в 1943 году. Сопутствующие материалы дают основания предположить, что партизанский террор активно проводился и на других оккупированных территориях СССР.
Указания и показания
Значительная часть населения в Западной Украине и Прибалтике восприняла немецкую власть как меньшее зло в сравнении с изгнанными коммунистами. По мнению Кремля, таких "отступников" следовало безжалостно карать. Никого не волновало, что нацисты, в большинстве случаев, просто обязывали жителей населенных пунктов выставить старосту, бургомистра, определенное количество полицейских (обычно из расчета 1 полицай на 100 человек). Члены семей полицейских были заложниками нацистов - их репрессировали, если полицейский перебегал к партизанам. За сбор и сдачу немцам урожая отвечал, часто жизнью, прежде всего староста, а потом уже все село. Так или иначе, военно-полицейский и административно-хозяйственный коллаборационизм приобрел на оккупированных советских землях крупные масштабы уже с лета 1941 года.
Этим озаботились руководители советского партизанского движения. Вот характерный для того времени документ:
"Указание НКВД УССР № 3320/СВ о мероприятиях по ликвидации фашистской администрации на временно оккупированной противником территории Украинской ССР. 30 ноября 1941 г.
…Немецкие захватчики при временной оккупации ими территории областей УССР организуют в селах, местечках и городах свою фашистскую администрацию (в сельских местностях назначают старост, старшин и полицейских, в городах и городских поселках - председателей горуправ, бургомистров, комендантов, начальников полиции и других чинов). Деятельность этих фашистских ублюдков проходит совершенно безнаказанно с нашей стороны…
Приказываю:
Немедленно организовать систематическое повсеместное… истребление фашистской администрации, особенно старост, бургомистров, руководителей полицейских органов и агентуры гестапо.
Использовать для этих целей все имеющиеся… и изыскать дополнительные агентурные возможности.
Широко использовать для этих целей партизан, диверсионные группы и разведагентуру…
Из числа имеющейся агентуры, а равно за счет новых вербовок создать специальные тергруппы численностью три - пять человек для выполнения заданий по истреблению фашистской администрации.
Составить план работы, которым предусмотреть конкретные объекты и исполнителей…
К проведению в жизнь плана приступить немедленно, регулярно докладывая о результатах проделанной работы в конце каждой пятидневки.
Зам. народного комиссара внутренних дел УССР полковник Савченко".
В дальнейшем отношение Кремля и Лубянки к населению, находившемуся на оккупированных территориях, ничуть не изменилось. На допросе в немецком плену осенью 1943 года представитель Ставки главного командования, капитан РККА, Александр Русанов, два года занимавшийся организацией партизанского движения, показал: "…население грабят… Подпольщики хорошо законспирированы… Они так совершают диверсионные акты, чтобы виновным оказалось мирное население, которое часто и не знает, почему на него обрушились репрессии. Поэтому оно начинает думать, что это произвол немцев, и озлобляется… Существует такое мнение: раз население при отходе Красной армии не ушло с нею, значит, оно было настроено не-советски. Во всяком случае, это колеблющийся элемент. При отходе должно все уничтожаться - заводы, посевы, скот и т.д. Остающееся население лишают основ существования. Дальнейшая задача - не дать создать ему эти основы заново. Поэтому в помощь подпольным группам создаются подобранные и обученные диверсионные отряды, перебрасываемые на эту сторону. Главная задача - нарушать налаживающуюся жизнь… Однажды Строкач - (глава Украинского штаба партизанского движения (УШПД) - так и выразился:
"Нужно сделать так, чтобы население почувствовало на своей шкуре, чтобы его охватило отчаяние". А тогда его уже легко пропагандировать и звать в лес.
…Задача их (партизан. - А.Г.) сводится к тому, чтобы совершать диверсии, вызывать репрессии, не дать населению взяться за работу, держать всех в постоянном страхе. Я думаю, что большинство населения боится партизан… зная, что каждое слово, каждый поступок, становясь известным партизанам, тем самым становится известным НКВД. Этим и можно объяснить страх населения… Что такое НКВД - всем известно".
По сообщениям с мест
На Волыни и в Полесье в 1941-1942 годах советских партизан почти не было, а те, что были, сидели тихо и действовали вяло. Но на рубеже 1942-1943 годов в Москве принимается решение: часть партизанских отрядов Белоруссии, России и Северо-Восточной Украины передислоцировать в Украину Западную.
Одновременно ОУН - Организация украинских националистов (бандеровцев) приняла решение о создании Украинской повстанческой армии. Весной и летом 1943 года большая часть территории Волыни уже контролировалась УПА. Понятно, что советские партизаны пытались занять территорию "повстанческих республик"… О том, к чему это привело, сообщают донесения руководителей тыла Военных округов УПА.
Август 1943 года:
"Костопольщина… Красные партизаны находятся в Цуманских и Оржевских лесах и оттуда время от времени нападают на западные села Дераженского района исключительно в целях грабежа… От красных население бежит точно так же, как и от немцев…
"Давидгородецкий район… Что касается большевицких партизан - то население им активно противится. Однако большевики, у которых тут свободные руки, так как у них нет угрозы от немцев, делают, что им угодно, а поскольку население им противится, грабят и террором принуждают подчиняться… Села, лежащие на запад от Горыни, всецело под террором большевиков".
"Высоцкий район… Второй штаб им. Котовского находится в селе Велюги… Эта группа сильно грабит население, поэтому люди ее сильно ненавидят, как грабителей и пьяниц… В некоторых селах Столынского и Высоцкого районов, где стояли наши отряды, по их уходу большевики терроризировали население. Например, в селе Бутове привязали людей к седлам коней и таскали по полю, приговаривая: "Это за то, что кормили секачей".
Декабрь 1943 года
"Дераженский район… Красные часто нападают на село Руда-Красная, Жобринь, колонии Михайловку и Перелисянку. Они также грабят население".
"Людвипольский район… Большевицкие банды часто нападают на села Хотынь (не путать с Катынью или Хатынью. - А.Г.), Быстричи, Великие Селища, Маренин, Бильчаки, Усте, Поташня, Антолин и Билашовка. Они жгут хозяйства, грабят и жгут людей".
"Район Рокитно. …На территории пребывает большая сила коммунистов, которые часто нападают на села, жгут отдельные хозяйства и убивают людей…
19.XI красные партизаны заняли села Тювковичи и Белую, крестьян выгнали из их хат и заняли жилье".
"Район Володимерец. …Большевицкие банды находятся около села Хиночи. Кроме местной банды, на села нападают кочующие банды. Население сильно пограблено. Появляются заразные болезни".
Октябрь-ноябрь 1943 года:
"Район "Дунай"… На село Крапиловку напали ночью красные банды в большом количестве ограбили, сожгли и убили при этом 183 наших крестьянина… Село Дерть окружили, ограбили (забрали до 300 шт. скота). Тут поймали одного крестьянина, посадили на могилу и подорвали ее. 3.XI снова напали на с. Боровое, дожгли хозяйства, которые оставались немцами не сожженными, и убили 20 крестьян"
Трагедия Старой Рафаловки
А вот описание партизанских бесчинств глазами потерпевшей - жительницы Луцка Сидорчук, оказавшейся в оккупации на Волыни в большом селе Старая Рафаловка. Это местечко в Ровенской области было уничтожено красными партизанами 13 октября 1943 года - в разгар боев между бандеровцами и коммунистами. Но репрессии партизан против населения начались еще в 1942 году, то есть до развертывания УПА.
"…В лесах вокруг Старой Рафаловки вскоре зашевелились красные партизаны,- вспоминает Сидорчук. - Они базировались где-то около сел Галузии и Серхив Маневицкого района. Часто наведывались в наш городок. Называли себя партизанами дяди Пети (полковника Антона Бринского. - А.Г.), а еще - петровцами.
…Бандеровцев мы не видели до 1943 года. Поэтому красные партизаны были единственным объектом нашего внимания и нашего восхищения. Мы встречались с ними, помогали им продовольствием…
Добрые наши отношения с петровцами закончились, как только они вошли в силу. Началось с того, что партизаны дяди Пети взялись вершить суд над семьями, ребята из которых оказались в шуцманах. Тогда и по той же причине совершили дикую расправу над семьей Пасевичей. …Старшего Пасевича убили сразу. Потом, на глазах у матери, изнасиловали старшую дочь, Лизу. И всех постреляли. В старую Пасевичиху, Палажку, в мать то есть, которая на все это должна была смотреть, всадили под конец три пули. Но… Пасевичиха выжила и прожила еще лет 20. Рассказывала, кто все это совершил…
Также расправились они и с семьей Яновицкой Марии, у которой только младший парень остался, и с семьей Паламарчуков… Всего детей в семье было семеро. Сыновья Иван (он в шуцманы пошел), Андрей, Георгий и дочери Надя, Клава, Юля, Вера.
А рядом с этим велись и обычные грабежи. Не дай чего партизанам - жизнь отдашь. У старика Лазаря, жил такой в городке, семья была большая - штаны из корта забирали. А он: "Не дам, это мне на смерть!" Выстрелил какой-то злодей: "Вот тебе, дед, смерть". Я для себя перешила пальто покойной матери. Пришли. "Отдай!" - говорят. Прошу: "Оно ж одно у меня, последняя одежка!" Но напрасно было умолять. Когда такое началось, должны мы были прятаться от петровцев хуже, чем от бандитов…
В 1943-м пришли в Старую Рафаловку бандеровцы… Мы встревожились, так как кто его знал, зачем и что от них ожидать. Но никого, видим, не трогают.
Потом оставили из своих 16 человек гарнизон, да и ушли куда-то. Как-то рано утром разжигаю печку, слышу, будто выстрел где-то. Потом родителей вопль: "Убегайте, прячьтесь на пасеке!"
А стрельба уже со всех сторон. И горит уже. Мы спрятались, а Галя (соседская девочка. - А.Г.) нет. И дяди моего нет, он еще раньше пошел к хлеву скот пасти. Отец мне говорит: "Выгляни, может, где-то здесь". Я вылезла. Галя, вижу, бежит. Корзиночки впереди себя с котятами несет. Я ей: "Сюда!" А она машет руками: "Подожди, сейчас!" Ошалевшая со страха. Понесла котят к хлеву. А через некоторое время оттуда такой вопль ужасный, что не передать.
Когда все уже успокоилось, узнали: это петровцы окружили Старую Рафаловку и повели "бой с бандеровцами". Бандеровцев убили нескольких, а городок наш, считай, полностью уничтожили. И людей ни в чем не виноватых убили, не скажу даже сколько. Галю живьем в огонь бросили. Обгорелый труп дяди нашли мы около хлева. А на дворе и возле дома, - тоже сгоревших, - еще шесть трупов тех, кто искал себе, где мог, спасения. В нашем хозяйстве уцелел только погреб. В нем обнаружили Олежку (соседского ребенка. - А.Г.). Был в новеньких, бабкой сшитых башмачках и с распоротым штыком животиком. Мать его в другом месте пряталась.
Спаслась. Сказали ей про сына. Прибежала, забрала. Как сейчас вижу, несет в охапке Олежку, кишки у него из живота выпали, волочатся по дороге, путаются у матери под ногами. Она же и не замечает ничего, ум от горя утратила.
Такого Старая Рафаловка за все свое существование, наверное, не знала. А красные согнали всех, кто уцелел и на глаза попал, разгребать насыпанный бандеровцами курган (памятник погибшим за независимость. - А.Г.)… Должны были голыми руками, пусть и кровь из-под ногтей, разгребать, хоть зубьями грызть и горстями разносить, пока ровным то место не стало. Потом всех, кто разгребал, расстреляли…
Осталось от городка село в несколько домов. Петровцы знали, в какой хате чем можно поживиться, как и то, что основные силы УПА… тогда его оставили, и, поэтому, можно было показать свой "героизм". Такими они мне и запомнились, те петровцы: на конях, пьяные, всегда готовые беспощадно убивать "врагов и предателей народа" и грабить "во имя победы над фашизмом".
Уничтожение села Старая Рафаловка
подтверждается другим источником - донесением политического референта Военной
округи УПА "Заграва" за октябрь 1943 года: |
"Большевики… напали на Старую Рафаловку, которую сожгли. Убили 60 человек, из них восьмерых из районного актива… Грозили смертной казнью за поддержку УПА".
Итог партизанского террора - сожжено большое село, убито 60 человек. Из них только 8 (13,3 %) - члены ОУН.
Полковнику Антону Бринскому 4 февраля 1944 года (через два с половиной месяца после того, как его головорезы уничтожили Рафаловку) присвоили звание Героя Советского Союза…
Рекомендовано сверху
Лаврентий Берия 23 января 1943 года прислал главе Центрального штаба партизанского движения Пантелеймону Пономаренко (а заодно и Сталину) следующий документ: "НКВД СССР сообщает полученное от своего сотрудника, находящегося в тылу противника в районе Ровно, УССР, следующее донесение: "Личный состав 12-го батальона Сабурова занимается разгулом, пьянством, терроризирует и грабит советски настроенное население, в том числе даже родственников своих бойцов.
На мои претензии комбат Шитов и комиссар обещают прекратить эту антисоветскую работу, но действуют нерешительно, стараясь прикрывать лиц, занимающихся бандитизмом. Делаю новые попытки добиться перелома, прошу воздействовать через Сабурова…"
Подчеркнем: возмущение вызывает террор против советски настроенного населения. Обирать и уничтожать другие категории граждан не запрещалось или даже рекомендовалось.
Сабурову все сошло с рук. К тому моменту партизанский вожак уже был Героем Советского Союза (присвоили 18.05.1942), а после описываемых в спецсообщении событий он "отпартизанил" еще год и перешел работать в НКВД…
И это не единственный пример. Имеются документальные свидетельства подобной деятельности других крупных партизанских отрядов Украины: Федорова, Мельника, Ковпака.
Сегодня не существует комплексной документальной базы, с помощью которой можно было составить хотя бы относительно полную картину партизанского коммунистического террора в 1941-1944 годах.
Но некоторые данные все же сохранились.
На заседании УШПД 3 апреля 1943
года в Москве Никита Хрущев заявлял:
"Рейды партизан дают положительные результаты и в том смысле, что вселяют страх у неустойчивых элементов из украинцев и русских, проживающих на оккупированной территории, которые бы хотели пойти на сговор, но боятся расправы со стороны наших отрядов".
Согласно справке УШПД на имя Сталина, партизанскими отрядами Украины, имеющими связь с Центром, в период с июля 1942 года по 1 апреля 1943 года было истреблено 6 672 "предателя родины".
Опираясь на сохранившиеся свидетельства, можно предполагать, что прямыми жертвами "народных мстителей" стали десятки тысяч советских граждан.
…Даже когда население СССР оказалось в условиях оккупации враждебным тоталитарным режимом, советское руководство, вместо того чтобы как-то облегчить участь десятков миллионов людей, в очередной раз продемонстрировало "подданным" длину своих рук.
Александр Гогун, "Секретные материалы 20 века", № 5 (132), 2004 г.
http://lib.oun-upa.org.ua/gogun/pub02.html