«Подделать
советский паспорт – пара пустяков», – когда-то говорил Остап Бендер. В
сегодняшних реалиях эта крылатая фраза звучала бы примерно так: «Сделать
из любой страны великую державу – вопрос времени и затраченных
средств».
К примеру, Россия за восемь лет создания своего имиджа потратила около $80 млн. Над коррекцией зарубежного мнения о Кремле работала группа иностранных советников, что никогда не скрывалось, но и особо не афишировалось.
Началось все с 1996 г., когда группа американских PR-консультантов
оказывала помощь в продвижении кандидатуры Б.Ельцына на президентских
выборах в России. В журнале Time на следующий день после выборов
появилась шутка со смыслом: «Америка победила на выборах в России!».
На то время специалисты-политтехнологи из США приглашались в Москву по необходимости.
А уже с 2006 г., после проведения саммита G8 в Санкт-Петербурге, на
Кремль полноценно работало политическое агентство PR-менеджмента
Ketchum.
Бывший советник Кремля Ангус Роксборо писал об этом в своей книге «Железный Путин».
Кроме того, иностранные СМИ посвятили этой теме не один десяток своих материалов. К примеру, Forbes
констатировал, что с первых дней заключения договора с Ketchum
российские чиновники оказались заложниками собственной бюрократии.
«Бюджет не предусматривал расходы на лоббирование интересов главы
государства», – комментировал ситуацию пресс-секретарь российского президента Д.Песков.
Финансовые соглашения пришлось тайно заключать с коммерческим банком
«Еврофинанс Моснарбанк», а не с Кремлем. Деньги перечислялись через
указанный банк непосредственно агентству Ketchum.
Кстати, банк «Еврофинанс Моснарбанк» является зависимым банком от «Группы «Газпромбанка». Сам же «Газпромбанк» напоминает довольно интересную конструкцию: 62 % доли уставного капитала принадлежат российскому Минфину, а акциями банка владеют ОАО «Газпром» – 35,5% и негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД» – 49,6%.
Такая запутанная схема позволяла перечислять огромные суммы напрямую
агентству Ketchum за услуги, предоставленные Кремлю в обход
государственного бюджетирования.
Суммы были огромными. Например, только в 2006 г. за подготовку и
освещение саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге американское агентство
получило более $1,2 млн. А уже в 2007 г. Ketchum получил от заказчика
$3,9 млн. Спрос на услуги политического PR только возрастал.
Наши мероприятия для России включают в себя:
· организацию интервью между представителями РФ и зарубежных СМИ;
· мониторинг освещения ситуации о РФ в СМИ;
· разработка тезисов для интервью;
· организация встреч между представителями правительств РФ и США;
· привлечение к встречам популярных лиц.
Результаты Ketchum в России были ошеломительными: буквально за год
работы президент РФ В.Путин был избран человеком года. На обложке
журнала Time изображение Владимира Путина сопровождалось подписью «Tsar
of new Russia» (Царь новой России).
Так был закончен 2007 год.
Кремль всячески пытался отрицать «заказ» и утаивал «рецепты» по
стремительному взлету рейтингов В.Путина. Но спустя несколько лет все
прояснилось. Нью-йоркский портал расследовательской журналистики
ProPublica «рассекретил» технологии работы
Ketchum. В большей степени они заключались в размещении заказных
текстов на сайтах телеканалов и интернет-изданиях, восхваляющих В.Путина
и Россию. Под публикациями стояло авторство «якобы независимых
колумнистов». К числу заказчиков «дифирамбов» позже присоединился и
Газпром.
Вот выдержка из двухмесячного отчета агентства Ketchum:
a) Деятельность компании Ketchum за январь-февраль 2007 года по продвижению Российской Федерации:
· разработано и представлено
в редакцию в Los Angeles Times Письмо (по продвижению) от имени Дмитрия
Пескова – заместителя пресс-атташе президента России В.Путина, под
названием «Putin: The Louse that Roared?», опубликовано 18 февраля 2007
г.;
· разработано и представлено
в Washington Post Мнение от имени Сергея Лаврова о заключительной речи
президента Путина в Мюнхене; опубликовано 25 февраля 2007 г;
· проведен ряд встреч 25-28 февраля 2007 г.:
Bloomberg – Джим Брук, руководитель;
Washington Post – Питер Фирм, руководитель;
Wall Street Journal – Грег Уайт, главный редактор;
Associated Press – Алекс Николсон, репортер;
CNN – Мэттью Чанс и Райан Чилкот, корреспонденты;
NPR – Грег Файфер, репортер;
Business Week – Джейсон Буш, представитель руководства;
New York Times – Эндрю Крамер, ведущий бизнес-аналитик;
b) Консультационные мероприятия Ketchum (консультант Чак Долан):
· информационные встречи по
процессу вступления России в ВТО с директором Бюро по делам российских
отношений Мэри Уорлик и заместителем помощника госсекретаря по
европейским и евразийским делам Дэвидом Крамером – 18 января 2007г.;
· деловые беседы с доктором Ариэлем Коэном из Фонда Наследия (США);
· консультации первого секретаря российского посольства Алексея Тимофеева (США);
· координация и участие в деловой части ланча Вашингтонской группы (США);
· участие в форуме Фонда Наследия на тему «Как в действительности работает Россия» с доктором Аленой Леденевой (США);
· участие в форуме Института
Кэннона «Вступление России в ВТО» с Рэнди Левинасом (U.S.-Russia
Business Council) – 26 февраля 2007 г. (США);
· информирование Государственного департамента и торгового представителя США о текущем состоянии вступления в ВТО;
· текущие информационные беседы с Джанет Говардом, председателем правления Coca-Cola в ВТО (США).
С 2006 г. по 2014 г. Ketchum получил
от российских налогоплательщиков около $61,5 млн. за внешний пиар.
Однако один из бывших сотрудников компании утверждает, что оплата была
выше примерно в два раза, чем указывает Ketchum в отчетах Минюста США.
Другой сотрудник Ketchum отмечал, что Россия входила десяток крупнейших клиентов фирмы. А частный
консультант, нанятый агентством Ketchum, получил в течение пяти лет за
свои труды по обработке материалов по России из аналитических центров
вознаграждение размером более $850 тыс.
Сотрудники Ketchum летали в Москву бизнес-классом и распоряжались
большими представительскими суммами. За это Кремль имел периодические пророссийские колонки в ведущих газетах, авторитетных симпатизантов, красивые информационные интернет-порталы – вроде ThinkRussia.com.
При этом, прослеживается еще одна закономерность: со входом
компании Ketchum в политический PR России четко отмечается
последовательность системных событий «создания благоприятного имиджа»
страны. Среди них:
2006 г. – заключен
контракт с американским агентством политического PR Ketchum. Интересы
РФ в США и Европе представляли дочерние компании Ketchum – Washington
Group и Gplus Europe.
2007 г. – В. Путин
учредил фонд «Русский мир». Задача фонда –создание по всему миру
центров русского языка, выдача грантов под культурно-патриотические
проекты.
2007 г. – «Российская газета» запустила международный информационный проект Russia
Beyond the Headlines (на 15 языках). В рамках проекта выходит
ежемесячное информационное приложение о России в ведущих иностранных
газетах мира (27 изданий).
2008 г. – создано
федеральное агентство Россотрудничество, как структура российского МИД.
Оно представлено в 76 странах 59 центрами науки и культуры, 8 филиалами
агентства и 17 представителями в составе дипмиссий.
2008 г. –
организовано освещение западными СМИ войны в Южной Осетии в интересах
России. Это осуществлялось путем предоставления иностранным журналистам фактологической информации и координации их работы с российскими ньюсмейкерами (при непосредственном участии специалистов GPlus Europe);
2009 г. –
организовано отстаивание репутации России и Газпрома в «газовом»
конфликте с Украиной (при непосредственном участии специалистов
GPlus Europe).
2013 г. –
завершено формирование международного информационного агентства «Россия
сегодня» с круглосуточными телеканалами Russia Today. С 2005 г.
бюджет RT вырос более чем в 10 раз – с $30 млн. до $350 млн.
(официальные данные на 2014 г.). Кроме этого, Путин издал указ,
запрещающий министру финансов РФ сокращать финансирование компании RT.
Одним словом, можно уверенно говорить о создании Кремлем системы лоббирования российских интересов за рубежом.
Основу этой системы составляют средства информирования зарубежной
аудитории, которые привлекаются для поддержания необходимого
информационного фона в интересах положительного имиджа России.
Для этой цели и были привлечены ряд зарубежных PR-компаний, которые
специализируются на политтехнологиях по продвижению имиджа государств,
экономических корпораций и политических лидеров.
Прямым доказательством системы зарубежного лоббирования России стало решение Путина «сформировать кремлевскую стратегию СМИ»
в России. Этот вопрос обсуждался с руководством GPlus Europe после
удачно проведенного саммита G8 в 2006 г. По мнению Путина, реализация
стратегии должна демонстрировать положительные образы государства и ее
лидера у зарубежных партнеров.
Как результат – после 2006 г. в России наблюдалось стремительное
развитие информационной сферы и параллельно с этим – рост имиджевых
позиций РФ за рубежом.
Однако, как недавно стало известно, компания Ketchum расторгла контракт с Кремлем.
При этом сообщается,
что зарубежные PR-специалисты не ушли с российского рынка. Продвигать
Россию в Европе и Америке осталось агентство GPlus Europe – европейская
дочерняя компания Ketchum.
По сути дела, ситуация изменилась только внешне – GPlus Europe осталось в игре.
* * *
Таким образом, начиная с 2006 г. руководство РФ создавало систему
лоббирования российских интересов за рубежом. Для этой цели было
привлечено американское агентство PR технологий Ketchum с его дочерними
структурами Washington Group и Gplus Europe.
Период с 2006 г. по 2014 г. для РФ был отмечен стремительным
развитием информационной сферы в контексте создания положительного
имиджа о России у зарубежной аудитории.
Заявление руководства России
о прекращении сотрудничества с компанией PR-технологий Ketchum является
чисто декларативным, поскольку на кремлевском поле остается опытный
игрок в сфере массовых коммуникаций – агентство GPlus Europe.
Вячеслав Гусаров, эксперт по вопросам информационной безопасности ЦВПИ, группа "ИС"
Читайте также: