Около двухсот лет назад один из военных теоретиков Карл фон
Клаузевиц пришел к выводу, что война – это принуждение одного
государства к выполнению воли другого.
По сути, это так. Тогда это определение было принято военачальниками и актуально до сих пор. Но, вместе с тем, Клаузевиц отдавал предпочтение вооруженной борьбе и считал, что бой – это единственный эффективный способ ведения войны с целью уничтожить вражеские силы. Нужно признать, что сегодня это уже не так. Современные военные противостояния тесно переплетены с информационными войнами.
Можно говорить, что война переместилась в информационную,
экономическую, культурологическую, идеологическую и другие плоскости для
достижения военно-политических целей.
Армия во всех случаях остается инструментом государственной политики. Суть войны не изменилась, однако на передний план вышли новые формы принуждения. Вместо традиционной войны с применением средств вооруженной борьбы мы наблюдаем на Донбассе противостояние с применением небоевых средств.
Одной из целей военного противоборства является лишение противника способности к ведению борьбы. Именно этот случай и предусматривает специальные мероприятия или спецоперации, как их сегодня называют.
Специальные операции – это нестандартный вид боевых действий, который
направлен на точечное поражение ключевых элементов противника хорошо
подготовленными подразделениями. Основу сил специальных операций
составляют разведывательно-диверсионные подразделения. Однако, кроме
них, в состав сил специальных операций (ССО) были включены подразделения
психологических операций (PSYOPS) с первого дня их создания.
Практически каждая операция ССО не обходилась без
информационно-психологических мероприятий.
Достаточно вспомнить Панаму средины 1980-х гг., когда несколько лет велась целенаправленная психологическая война для подготовки к недельной сухопутной операции.
Целью этой информационной войны было усиленное психологическое давление на генерала Норьегу и его дискредитация в глазах народа. Специальные части психологических операций готовили условия для проведения активных военных действий. Им удалось сформировать необходимое общественное мнение: союзы предпринимателей, служащих, рабочих и церковные организации объединились в «Национальный гражданский крестовый поход» и в июне 1987 г. провели крупные забастовки и демонстрации, требуя отставки Норьеги. Поддерживавшие его профсоюзы организовали ответные шествия, после чего в стране было введено чрезвычайное положение. Требования оппозиции были поддержаны США, которые обвинили Норьегу в причастности к торговле наркотиками и усилили дипломатический нажим на Панаму. 25 февраля 1988 г. Норьега был смещен с поста главнокомандующего силами обороны.
Для достижения целей в психологической операции был привлечен специально
подобранный и проинструктированный контингент панамских и американских
репортеров, которых к началу боевых действий перебросили на
соответствующие объекты.
Специалисты психологических операций ВС США работали на территории Панамы и использовались для побуждения местных военнослужащих к прекращению борьбы и капитуляции.
20 декабря 1989 г. пост президента Панамы занял победитель президентских выборов мая 1989 г. Гильермо Эндара, который был приведён к присяге на военной базе США.
Вооруженная фаза спецоперации в Панаме проходила с 19 по 27 декабря 1989 г., в то время, как информационная подготовка и ее психологическая составляющая длились более двух лет.
Зачастую правильно спланированные и реализованные специальные операции решают судьбу войны или отдельного государства. Их принцип – за короткое время достичь максимальных целей подрывом военного, информационного, экономического, научно-технического и морального потенциалов. При этом обычные наступательные и оборонительные бои в специальных операциях, как правило, не применяются.
В зависимости от целей и задач специальные операции подразделяются на следующие типы (в материале рассматриваются наиболее распространенные типы спецопераций):
диверсионные – с целью нанесения непосредственного ущерба ключевым объектам противника и стягивания к искусственному конфликту сил и средств противника с других направлений. Они заключаются в уничтожении или выводе из строя военных стратегических объектов, предприятий и инфраструктуры противника. В этом случае информационно-психологическая поддержка специальной операции будет заключаться в формировании необходимого мнения у населения противника о недоверии к собственной армии и правоохранительным органам. Сторона, которая ведет специальную операцию, всегда заинтересована в привлечении на свою сторону местного населения и, соответственно, к формированию негатива в отношении действующей власти.
Подобные информационные мероприятия в Украине приводили в 2014 г. к
подрыву доверия населения к местным органам государственной и
исполнительной власти.
противодиверсионные или контртеррористические – поиск, блокирование, захват или ликвидация вражеских диверсионных групп, а также иррегулярных (диверсионных, террористических, контрабандистских и других) формирований. Действия подразделений информационно-психологических операций (ИПсО) в этом случае нацелены на взаимодействие с местным населением. Как и в предыдущем случае, проведение специальной операции основывается на содействии людей, знающих местность и особенности региона. Этот пример очень характерен для зоны АТО в Украине. Поэтому игнорирование информационно-психологических мероприятий в работе с населением может обернуться провалом всей операции.
информационно-психологические – действия с целью изменению поведенческих и эмоциональных установок военнослужащих и гражданского населения противника по отношению к военно-политической ситуации, а также противодействие вражеской пропаганде на войска и население. Нужно отметить, что на сегодня такие специальные операции приносят невысокую пользу в Донецкой и Луганской областях. Более того, на протяжении практически всего 2014 г. такой вид специальных операций в рамках АТО проводился весьма условно. Создавалось впечатление, что наши руководители не понимают, как и что им необходимо делать. Подчас неуверенные действия наших специалистов, которые не принято обсуждать в открытых источниках, никак не могли содействовать доверию местных жителей силам АТО. Происходила обратная реакция, последствия которой устраняются до сих пор.
В свою очередь, противник на оккупированных территориях преуспел
большего – там была создана новая административная система местных
органов власти, которые опирались на информационную поддержку специальных служб России.
Вдобавок ко всему, со стороны России ведется культурологическая
экспансия, то есть, навязывание этических норм, присущих РФ в области
науки, образования, воспитания, искусства, языка, традиционного
вероисповедания, уклада жизни и т.д.
В зоне АТО подразделения ИПсО заново приобретают опыт информационного
противостояния. Предыдущий опыт проведения подобных мероприятий в Ираке
специальными подразделениями во время украинской миссии, к сожалению,
утерян.
правоохранительные – действия по защите конституционного строя и государственного устройства Украины. Специальные действия направлены на защиту экономических, финансовых и других национальных интересов Украины в зонах вооруженных конфликтов, в нашем случае – в зоне АТО. Касаемо ИПсО в этом случае, необходима работа не только с населением регионов Донбасса, но и с местными администрациями, общественными организациями, учебными заведениями, а также с военными и правоохранительными органами. Особая часть специальной правоохранительной операции заключается в организации работы в оккупированной территории.
специфические – миротворческие и другие действия в зоне конфликтов по оказанию гуманитарной помощи, эвакуации групп людей, ликвидации источников массовых военных угроз и другое. В этом случае компонент ИПсО необходим для контроля над морально-психологическим состоянием и проведением мероприятий по недопущению паники среди местного населения.
За кадром мы оставили рассмотрение специальных диверсионно-разведывательных операций, поисково-спасательных операций, а также организации действий иррегулярных подразделений в тылу противника (на оккупированной территории). Однако, все они не смогли бы достичь цели без мероприятий ИПсО.
***
Таким образом, информационно-психологические мероприятия представляются неотъемлемым компонентом в специальных операциях.
Силы специальных операций любого государства в своем составе имеют
собственные подразделения ИПсО, которые выполняют задачи в рамках
проводимых специальных операций.
Создание ССО в Украине безусловно будет учитывать опыт иностранных
государств, потому как в условиях гибридной войны роль задач, которые
решает ИПсО, становится приоритетной.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности, группа «ИС»