09.01.16

Русский мир на полотнах русских художников

Этих картин нет в школьных учебниках. А зря. Алкоголизм и насилие в семье, издевательства над детьми, бесправие, грязь и прочие духовные скрепы. Чего только не увидишь на картинах русских художников и в книгах русских классиков.


Русский мир

«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит..."(Максим Горький, "Детство", 1913 г.)

Горький, конечно, великий писатель. И насчет свинцовых мерзостей разил не в бровь, а в глаз. Он же вырос среди них.
    
Василий Сварог. "Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА". 1932 г.

Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА - Василий Сварог (1932 год)
В автобиографичной повести "Детство"  Горький так описывает жизнь простой русской семьи ремесленников из Нижнего Новгорода: "Они живут как скоты. Дедушка Василий Каширин сечет до полусмерти собственного внука, не говоря уже о подмастерьях. Бьет бабушку, издевается. Однажды в припадке широкой русской души отбирает у неё вещи (платья, лисий салоп), продает их, а деньги отдает в рост. По вечерам к дому деда приходит его сын, дядька Михайло,  пьяный, с дубиной, пытается убить отца, кидает камни в окна. Причина? - Его обделили при дележе приданного сестры (мамы главного героя).
Второй сын, дядька Яков тоже бьет жену и в итоге забивает её до смерти. Совесть мучает его и он решает воздвигнуть на её могиле крест. Тяжелый крест заставляют тащить добродушного подмастерья Ваньку-Цыганка. Он надрывается и умирает от кровотечения. Никто ни за что не несет никакого наказания, правовое государство же + духовность.
Светлое пятно в жизни героя - бабушка (правда, тоже пьющая), она рассказывает ему о боге и ангелах. Бабушка считает, что теперь жизнь её стала лучше: "Ну, в зубы ударит, в ухо, за косы минуту потреплет, а ведь раньше-то часами истязали!". В гости к ней ходит нищий, Никитушка, который верит, что Божью Матерь видели в Рязани. Соседи вокруг - не лучше Кашириных, их дети с малолетства так же жестоки, истязают кошек, собак, издеваются над нищими и гоняют еврейских коз".

Это был Горький. Теперь - картинки.

Иван Горохов. "Запил" (кон.19-нач. 20 вв).

Жена в гневе сжимает кулаки, впереди мальчик лет 10 с искаженным от боли лицом и тоже со сжатыми кулаками. Сколько можно?! Но пьяному крестьянину плевать на семью, он радостно несет бутылку водки.

35 Горохов Иван. Запил

Художник Иван Лаврентьевич Горохов, кстати, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал, о чем писал.

Владимир Маковский. "Не пущу!". 1892 г.
Это уже не крестьяне, а городская публика. Женщина в полном отчаянии у дверей кабака.

36 В.Маковский .Не пущу!1892

Он, кстати, так... с вызовом на неё смотрит: "Чо, думаешь, ты меня остановишь?"-  Вот если и правда остановит, то он не мужик. Придется ему вот так мыкаться:

Владимир Маковский. "Тихонько от жены". 1872 г.

В. Маковский. Тихонько от жены. 1872

Или вот так:

Василий Максимов. "По примеру старших". 1864 г.

33 Максимов Василий. По примеру старших. 1864

Иван Богданов. "Новичок". 1893 г.

У Горького дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких дедов кашириных по стране было полно. Нищета заставляла крестьян отдавать детей "в люди", т.е. фактически в рабство. На картине "Новичок" - первые дни пацана в подмастерьях у сапожника. Пьяное быдло "учит жизни" заплаканного ребенка.

Иван Богданов. Новичок. 1893

Михаил Ватутин. "Воспитатель". 1892 г.

Еще из той же оперы. Очередной пьяный урод (и опять сапожник) поставил на колени двух детей и что-то втирает им. Похоже, он только что их бил или за уши таскал.

Ватутин М.Е. Воспитатель. 1892.

Впрочем, телесные наказания практиковались не только в кругах сапожников.

Павел Ковалевский. "Порка". 1880 г.

Павел Осипович Ковалевский. Порка. 1880 г.

И не только в отношении детей.

Сергей Коровин. "В волостном суде (приготовление к наказанию розгами)". 1884 г.

Коровин Сергей. В волостном суде. 1884

Фирс Журавлев."Купеческие поминки".1876 г.

Забыли зачем собрались, да. Уже и пляшут.  На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли уже? Штоф - около 1,23 литра водки, так что танцы не удивляют. Причем поминки в православии - мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом - два попа с длинными волосами. В происходящее не вмешиваются, но добро хоть сами трезвые.

Фирс Журавлев.Купеческие поминки.1876

А вот этот их коллега - уже не совсем.

Николай Неврев."Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие". 1866 г.

Неврев.Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие

А тут -  и вовсе все перепились (самый классный - мужик в центре, в рубище и с иконой вверх ногами).

Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасху". 1861 г.

2 Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 г.

Василий Пукирев. "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда". 1868 г.
Основы православной культуры, да.

В. Пукирев. Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда. 1868

Николай Орлов. "Освящение водочного магазина". 1904 г.

Н. Орлов. Освящение водочного магазина. 1904

Владимир Маковский. "Освящение публичного дома". 1900 г.
Бордель, шампанское, грешницы симпатичные. И батюшка с иконой.

Владимир Маковский. Освящение публичного дома. 1900.

На Святой Руси освящали все, и водочные магазины, и публичные дома. Но и это еще не все. По домам ходили вот такие люди:

Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1864 г.

Л. Соломаткин Славильщики-городовые 1864

Трое пьяных ментов пришли утром к купцу славить Господа на Пасху. Громко поют, стараются. По обычаю хозяин должен был одарить таких гостей денежкой. Купец готовится раскошелиться. Городовой слева косит глазом: сколько даст? А городовой в центре косится на графин.

Ниже более поздний вараинт этой картины:

Леонид Соломаткин. "Славильщики-городовые". 1882 г.
На картине 1864 г. менты были слегка поддатые. Тут один (в центре) - уже не слегка.

Л. Соломаткин. Славильщики-городовые. 1882

После этой картины я, кстати, зауважал царскую полицию. Представьте сегодня пьяный наряд приезжает на квартиру бизнесмена славить Христа и требует одарить их чем-нибудь. Не, ну одарить понятно, они еще и не туда приедут, но вот чтоб петь хором во славу Господа??
Да и кстати о пьянстве. Объективно потребление алкоголя в царской России было не таким уж большим: около 4 литров  в год на душу населения. Сейчас 13-15, т.е. в разы больше. И пил тогда скорее город. В деревне в 1913 г. на одного взрослого потреблялось 18 л водки в год, в городах - 49. Это на мужчин и женщин вместе. А пили, естественно, мужики. Посему получается, что вот эти пьяные русские крестьяне с картин Корзухина, Горохова или Перова выпивали примерно по 36 литров водки в год (18 X 2). Чуть меньше 0,75 в неделю. Всего-то. А вот городской дядька с картины Маковского "Не пущу" выпивал уже 88 литров (49 X 2), т.е. 1,7 в неделю. По 0,5 раз в 2 дня + опохмел. Это уже хорошо так. Вот потому он жену и довел, гад.
Так как сейчас пьют много больше, чем при царе, то даже не знаю, что бы нарисовали художники-передвижники 19 в. в наши дни. Они бы сами в запой ушли. Поэтому современная русская живопись на тему пьянства - зрелище тяжелое. Предлагаю глянуть ради интереса: тоска и беспросветность, даже жутковато как-то.
Василий Шульженко. "Дедушка, поедем домой!". 1990 г.
Русская деревня. Ребенок среди пьяных дегенератов... Дедушка не поедет домой, все кончено.

37 Шульженко (Дедушка,поедим домой!)

А лица-то на картине...

Василий Шульженко. Дедушка, поедем домой (фрагмент)

Или вот самая знаменитая картина Шульженко - "Сортир". Второе название: "Зато Крым наш!" (шутка).

Василий Шульженко. "Сортир". 1991 г.

Картину эту часто считают просто юмором. Но юмора тут нет. Идея художника: сортир - это Россия, спившаяся страна, живущая в грязи и каменном веке.

Василий Шульженко. Сортир. 1991 2

В лучшем случае юмор тут - это то как художник подписал свое полотно. Если присмотреться, в правом нижнем углу, где "пьедестал" для очка, есть подпись: "Здесь был Вася Шульженко. 1991 г.".

Василий Шульженко. Сортир. Подпись автора

В гнетущей атмосфере сортира, среди нечистот и использованной бумаги композиционно есть важный светлый фрагмент -  небольшое окошко вверху, символ надежды. Там - небо, свет, голубые купола, а выше надпись: "Суки вы все хочу в Америку". А ниже: "Сосу с 5 до 6-00". У Шульженко все детали не случайны и подчинены общему художественному замыслу: русский народ сам превратил свою страну в сортир, и сидит в нем, и в нем же (на стенах) раскрывает свои мечты, радости и горести.

Сортир Фрагмент 2

Шевченко - художник сравнительно молодой, его звезда взошла в 1990-е гг. А ниже -  два мэтра советского соцреализма, которые дожили до краха СССР и отмены цензуры. И вот посмотрите, что начали рисовать.

Игорь Симонов. "Второе пришествие". 1991 г.
Явление Христа народу наоборот. Он пришел, повернулся спиной к ним и уходит прочь.

Игорь Симонов. Второе пришествие. 1991.

.И снова лица... Пожалуй, за 1 поколение такого не достичь, минимум 2-3.

Симонов Игорь. Второе пришествие (фрагмент)

Гелий Коржев. "Адам Алексеевич и Ева Петровна". 1997-1998 гг.

Гелий Коржев - это художник, который написал триптих "Коммунисты" в свое время (знаменитое полотно "Поднимающий знамя" и др.)

Гелий Коржев. АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА 1997-1998

Мрачная картина. Гротексные уроды-алкаши у Шевченко они все-таки немного веселые, смешные такие. А тут чистой воды реализм - люди утратили человеческий облик и сами это понимают.

PS. Если смогли дочитать до конца, милости прошу глянуть другие залы моего музея русской (советской) живописи:)

По материалам ресурса КАЗАКИ ДОНБАССА

Читайте также: