23.04.16

Европа отказывается от контрпропаганды


Ложь российского руководства и СМИ - это криминальный способ мышления. Что может противопоставить Европа со своими ценностями?

Москва работает на упреждение. Противник еще только готовится занести кулак для удара, а защитный механизм уже сработал. Поставлен блок. 

"Очередной информационный вброс, претендующий на объективность, готовится в ближайшие дни”, - сурово предупредил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков 28 марта. Для подготовки гадких материалов в Германии, США, Великобритании, Франции, Швейцарии и самой России “организация, которая именует себя Международным консорциумом журналистских расследований”, не иначе как науськанная спецслужбами, направила в Кремль “весьма елейные запросы, составленные в допросной манере”, отвечать на которые, впрочем, в Москве и не собираются. "Мы считаем это неприкрытой заказухой", направленной на “раскачивание обстановки в стране и дискредитацию руководства страны”, - сразу предупредил Песков тех, кто, а вдруг, вздумает поверить. Нехорошие вопросы касаются личности российского лидера. Характерно, что своим руководителям западные журналисты их ставят свободно, и ни те, ни другие допросами это не называют. 

ЧТО ДЕЛАЮТ С РОССИЙСКОЙ ДЕЗИНФОРМАЦИЕЙ В СТРАТКОМЕ ЕС?

Ситуация перевернулась. Ведь еще совсем недавно немецкая разведка по просьбе федерального канцлера взялась проверять, действительно ли российская дезинформация служит целенаправленным инструментом оказания влияния на Германию и подрыв авторитета лично главы ее правительства. А также воздействия на правительства восточноевропейских стран с целью внесения раскола в ряды ЕС и раскачивания ситуации. И пришла к выводу, что так оно и есть. В том числе, на основании анализа внешнеполитической службы ЕС, которая с конца октября прошлого года публикует еженедельные отчеты о российской дезинформации. Готовит их Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force). Собирает самые свежие примеры прокремлевской дезинформации, распространяемой по всей Европе и за океаном. 

“Нам помогают сейчас отличные ребята в Украине, в Чехии, в других странах”, - рассказывает корреспонденту Укринформа руководитель группы Якуб Каленский. Российские кампании по дезинформации, признает он, очень успешные. По наблюдению Каленского, западным СМИ не удается то, что так хорошо получается у прокремлевских - постоянное повторение одного и того же месседжа, то есть долбеж в одну и ту же точку. “Они не устают повторять сотню раз в день, что Украиной управляют фашисты, и в результате немало людей просто начинают в это верить”. Результаты проведенного несколько месяцев назад опроса показали, что практически половина французов считают: в том, что в Украине идёт война, виноват Киев, верят в это и почти треть немцев, говорит Каленский. “Это успех прокремлевской пропаганды и результат нашего непротивостояния дезинформации”, - констатирует он.
Фото: ČTK
Выступая на днях в Берлине на “круглом столе” на тему “Медиа, пропаганда и политика: роль России в Европейской информационной сфере”, организованного Немецким обществом внешней политики, Каленский признал, что даже в Брюсселе нередко приходится слышать призывы не сгущать краски, что пропаганда - не очень серьезная проблема, и вообще является делом исключительно Украины. “Оказывается, нет. Это не проблема Украины, это европейская проблема, проблема огромной части Европы”, - говорит он. В Чехии сегодня действуют до 60 полностью прокремлевских веб-сайтов, подсчитал бывший чешский журналист. В Словакии их десятки. Российская служба “Спутник” вещает более чем на 30 языках. 

Руководитель StratCom считает крайне необходимым отвечать на первое появление дезинформации быстрой, оперативной реакцией, в режиме реального времени. Если хорошая сеть волонтеров будет работать во всех европейских странах 24 часа 7 дней в неделю, она сможет реально не только мониторить ситуацию, но и прогнозировать ее развитие. Так, если в "нормальную неделю" в регионе, где проживает большое русское меньшинство, проскакивает 2 или 3 примера дезинформации, а потом внезапно обнаруживается 200 таких примеров, то можно не сомневаться, что что-то должно произойти. “Именно так все началось в Украине: со все большего и большего числа дезинформаций о притеснении российского меньшинства”, - вспоминает Каленский. Он верит в то, что если можно будет выявлять дезинформацию в самом её начале, пока она еще не успеет разойтись в национальных медиа, и показать, что это дезинформация, которую используют прокремлевские СМИ, то шансы противостоять ей повысятся значительно. 

РЕЦЕПТЫ СТРАТКОМ-ЦЕНТРА НАТО

Солидарен с Каленским заместитель главы Центра стратегических коммуникаций НАТО Айвар Яэски. Центр, созданный в 2014 году для консультирования стран Балтии, Польши, Великобритании, Италии и Германии, одну из центральных задач своей деятельности видит в изучении того, как Россия действует в Украине и как она использует свою пропаганду против Украины и против Запада одновременно. “Что делать с этой пропагандой? Мы должны воспитывать ситуативное осознание, возможность распознавать - когда и откуда идёт фальшивая информация. Мы должны лучше предвидеть ложь. Мы должны лучше обмениваться информацией”, - вот, по сути, и все советы от НАТО, которое, по словам Яэски, “контрпропагандой не занимается”.

Фото: StratcomCoe
Впрочем, если кто-то считает, что контрпропаганда - это действенный способ, то почему бы и нет? В беседе с корреспондентом Укринформа Айвар Яэски уточняет, что Киев находится в эпицентре информационной войны и должен сам выбрать и использовать свои собственные пути. “У вас полностью развязаны руки, потому что вы в состоянии войны, и вы сами должны решать, каким способом её вести”. При этом он даже похвалил украинские СМИ за “отличную работу в Украине”, сообщив также, что его Центр активно пользуется очень многим из того количества информации, которая готовится и распространяется в Украине при изучении ситуации в стране, а также и того, как Россия делает свою пропаганду. “Мы видим, как вы противостоите ей. И вы тут вовсе не проигрываете. Хотел бы подбодрить вас и поощрить продолжать так и дальше: быть правдивыми, открытыми и прозрачными. Это ключевой совет с моей стороны”, - ободрил настоящий полковник. Добавив при этом, что прекрасно понимает, “что нелегко играть в шахматы, когда противоположная команда играет в футбол”. 

Общаясь с участниками “круглого стола”, Яэски пояснил легкость, с которой российское руководство и с его подачи СМИ врут в глаза, тем, что “слишком долго в ходе истории в Кремле правили криминальные элементы”. Криминальное мышление просто характерно для руководителей очень высокого политического уровня, так что у того нет вообще никаких проблем с тем, чтобы говорить ложь. “Но ложь - это преступление. Это криминальный способ мышления, где ценности - это власть, деньги, недоверие. Это совсем другая игра, в которую они играют”, - говорит представитель НАТО. И подтверждает, по своему опыту работы в штаб-квартире организации в 2003-2008 гг., что Запад расслабился, решил, что Холодная война позади, что надо во что бы то ни стало налаживать отношения с Россией. И только грузинские события да крупная кибер-атака на НАТО в 2007 году стали “звонком к пробуждению”. “Сейчас я не верю в то, что мы очень сильны в противостоянии”, - разводит руками военный. 

ПОЧЕМУ ЕВРОПА ПРОИГРЫВАЕТ?

Зато министр иностранных дел Литовской Республики Линас Линкявичюс сдаваться не собирается, хотя отчасти и разделяет пессимизм. “Мы её проигрываем, эту войну. Мы в состоянии её выиграть, но проигрываем, потому что, возможно, недооцениваем, потому что игнорируем, не уделяем достаточно внимания”, - утверждает литовский дипломат. Он отказывается считать ложь “альтернативной точкой зрения”, имеющей право на жизнь. А ведь именно под таким соусом - альтернативной точки зрения - преподносится трактовка событий в подачах вещающих на Запад прокремлевских СМИ. «Пропаганда пахнёт по-иному по сравнению с тем, как это было 20-10 лет назад. Мы имеем дело с так называемыми ассиметричными угрозами. Гибридными”, - говорит глава МИД Литвы. “Да, СССР проиграл Холодную войну, но мы потеряли нашу выигрышную позицию. Потому что недооценили многих вещей, пустили на самотёк. И сейчас пожинаем одно из последствий”, - констатирует руководитель литовской дипломатии. 

Фото: Михаил Маркив, Укринформ
Линкявичюс как раз уверен, что для того, чтобы победить пропаганду, нужна собственная пропаганда, нужно усилить альтернативные источники информации, чтобы у людей был больший выбор. Но запрет каких-то СМИ министр считает неправильным, “потому что это - не демократический путь решения вопросов”. Тут он, пожалуй, готов поспорить с украинскими методами ведения информационной войны. “Просто работать над развенчанием лжи надо активнее, не ждать, пока ложь распространится и потом все время защищаться. В настоящее время позиция ЕС по большей части оборонительная, и иногда уже слишком поздно действовать”, - убеждает он корреспондента Укринформа. “Мы не должны недооценивать этот слишком важный фактор, потому что пропаганда действительно становится оружием. Это не ракета, не танк, но это тоже очень болезненно и иногда очень эффективно”, - признает человек, которому то, как велось вещание на Вильнюс в 1991 году, очень сильно напоминает то, как это делается сегодня в отношении Украины. 

Российские каналы, замечает Линкявичюс, производят довольно интересные программы, между которыми втискивают так называемые информационные блоки, “и клиент готов, с ним можно говорить”, - отмечает он. 

Вот тут, в возможности создать не только качественные новостные блоки, но полноценный канал, который соберет свою аудиторию, кроется основная проблема, считает и руководитель отдела, занимающегося вопросами России в МИД ФРГ, Ханс-Петер Хинришен. Была изначально идея организовать своеобразный центр подготовки контента в Европе для того, чтобы станции на местах могли его использовать в своем вещании, напоминает он. «Но наш опыт показывает, что им это не нужно, станции хотят производить свои собственные сюжеты. Опыт также показывает, что TV, радиостанции, созданные лишь для того, чтобы делать новости, люди смотреть не будут. Это должны быть полноценные, полнометражные программы, включая развлекательные, шоу и так далее. Часто это очень сложно сделать». Сложно и дорого. Да, говорит он, можно создать новый европейский новостной канал, очень высококачественный продукт, но он будет иметь очень малое число зрителей. (Яркий пример - Euronews). Хинришен не верит, что это будет иметь эффект.

Фото: Körber Foundation/Marc Darchinger
Надо сказать, что создание единого русскоязычного медиахолдинга с начала прошлого года в течение месяцев обсуждалось на уровне министров иностранных дел ЕС в ответ на обращение Великобритании, Дании, Литвы и Эстонии. Поговаривали о создании собственных русскоязычных каналов Эстония, Латвия, Польша, Чехия. Даже Великобритания высказывалась за увеличение общеевропейского вещания на русском языке, но при этом основательно сокращает вещание на русском канала BBC. 

ТЕХНОЛОГИЯ "ДЕЛА РУССКОЙ ДЕВОЧКИ ЛИЗЫ"

Вообще же, в немецком МИД не согласны с тем, что налицо проигрыш в информационной войне, и настроены слегка идеалистически. “Мы очень верим в наше плюралистическое и демократическое общество. У нас лучшая модель, более сильное общество. Мы можем справиться. У нас есть противодействие, которого нет в других режимах: в плюралистических обществах не так легко кого-то убедить (с помощью пропаганды)”, - говорит тот же Хинришен. “Мы в Германии не хотим делать контрпропаганду. Мы верим, что она будет минимально действенной, если просто реагировать на все, что выплескивается на рынок. Мы должны рассказывать нашу собственную позитивную историю: что мы делаем, что хорошего в ЕС, насколько устойчивы и хороши наши общества”, - продолжает он. Хотя даже дипломат с многолетним стажем работы был удивлен тем, как много русскоговорящих поверили дезинформации по “делу русской девочки Лизы”. Да, имеет место “инструментализация определенных групп в странах ЕС”.   
Проблема, которую многие политики видеть не хотят, это то, что “определенные группы” - это не только выходцы из бывшего СССР, продолжающие жить в той реальности. Это и вполне себе среднестатистические европейцы. Речь идет о десятках и даже сотнях миллионов людей. На таких, “не до конца устойчивых” и направлено вещание небезызвестных СМИ, в том числе Russia Today, методику которого, например, глава комитета бундестага по внешней политике Норберт Рёттген считает “более тонкой”, такой, когда пропаганда прячется под видом источника, альтернативного западным медиа. 

Фото: Александр Прокопенко, Укринформ
Вот уже полтора года канал вещает на немецком языке. Ежедневно (!) в эфир выходит получасовое ток-шоу “Недостающая часть" ("Der fehlende Part"). Эксперты, само собой, приглашаются соответствующие (в свое время ряд влиятельных немецких изданий даже провели анализ привлекаемых в целом российскими СМИ немецких “аналитиков”, обнаружив в биографиях тех немало занятных историй, связывающих их и с КГБ, и со Штази, и с неонацистами). Называется это, правильно, - альтернативная точка зрения на события, которые “замалчиваются” в немецких медиа. 

Многие раскритиковали передачу, что, однако, не помешало ей довольно быстро наращивать число подписчиков в Facebook и в Twitter, которое в совокупности уже приближается к 100 тыс. (а может и превосходит). Немного на фоне почти 2 миллионов просмотров, в том числе на YouTube, всех сюжетов RT (по данным “Репортеров без границ”), однако есть тенденция к росту популярности. И не надо думать, как утверждают самонадеянно некоторые эксперты, что посмотрев такую передачу раз, вменяемый зритель разберется, где белое, а где черное. 

КРЕМЛЕВСКОЕ ПРИЗНАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Примечательно, что в Кремле утверждают, что лишь копируют технологии и информационный инструментарий Запада, который тот использовал и использует для продвижения своих демократических идей. Отчасти это действительно так. "Голос Америки" и другие запрещенные в СССР "голоса" (в их числе и немецкая Deutsche Welle) пусть и не стали основной причиной распада империи, но свою лепту в формирование критических настроенией среди хотя бы некоей доли советского населения внесли. Сейчас то же самое - подорвать устои - пытается сделать прокремлевская пропаганда. Разница в том, что основными инструментами она выбрала, по оценке европейских оппонентов, "ложь, полуправду и конспирологические теории" вместо того, чтобы убеждать в преимуществах своих ценностей. Видимо, понимая, что примеров для убеждения тут, прямо скажем, не слишком много. Остается работа на негатив, по принципу: а на себя лучше посмотрите, на загнивание Запада, на падение морали, на проблемы с мигрантами, с беженцами и так далее. 

ЕС же хочет работать от обратного, считая, что лучшим способом противостоять такому подходу является повышение собственного имиджа, и не просто имиджа, а сути. То есть предлагает самосовершенствоваться. Несколько идеалистический подход. 

То, что Кремль ведет целенаправленную пропаганду, направленную в конечном итоге на внесение раскола в Европейское сообщество путем внесения смуты, эксплуатации застарелых и новых противоречий, надавливания на «больные мозоли», было очевидно уже давно. Но не всем. Многим путин-симпатикам это стало, например, куда понятнее после так называемого «дела девочки Лизы». То, как легко, буквально одним нажатием на кнопку телевизионного пульта, можно вывести на улицы сотни и сотни людей и направить их недовольство в нужное русло, удивило прагматичных и руководимых больше здравым смыслом, чем эмоциями немцев. У других стран ЕС наверняка найдутся свои подобные истории. Чем дальше, тем их следует ожидать все больше - откровенных и завуалированных, но в основе всех из которых - более или менее «добротная» дезинформация.

Говоря о том, что собственно контропропаганду тут считают неуместной, европейцы, пожалуй, все же лукавят. Ошибкой было бы считать, что они пустили дело на самотек и вовсе не занимаются пропагандой на государственном уровне через СМИ. Немецкое правительство, например, значительно увеличило и обещает продолжать поддержку ресурсу Deutsche Welle, немецкой вещательной корпорации ("Немецкая Волна"), подающей информацию на 30 языках, в числе которых русский и украинский. Так вот, в октябре 2014 года (неслучайное, думается, совпадение) правительство страны увеличило бюджет DW на целых 2 млн евро. Российские источники утверждают, что в том же году DW получила дополнительно целых 278,5 млн евро из федерального бюджета Германии (при этом считается, что финансирование данного ресурса осуществляется как бы за счёт вещательного налога, взимаемого c владельцев радиоприёмников и телевизоров). Сколько бы ни было, но понятно, что средства вливаются огромные. И экспертов из числа россиян DW привлекает тех, которые не имеют шансов появиться на государственных российских каналах. Так что тут все квиты. 

...На упомянутой в начале текста кремлевской пресс-конференции в минувший понедельник Дмитрий Песков признался, что Россия находится в состоянии войны с англосаксами. Впрочем, оно касается пока только войны информационной. Услышим ли мы когда-либо признание в том, что Российская Федерация ведет не только информационные войны? 

Ольга Танасийчук, Берлин.