01.03.24

Политический брендинг


Политический брендинг
это процесс, целью которого является создать и позиционировать уникальное «лицо» политической партии, политика или политического движения. Конечной целью политического брендинга будет создание политического бренда. 

Политический брендинг − это то, как общественность воспринимает политическую организацию или человека в целом. Он шире, чем продукт; если у продукта есть различные функциональные части, такие как политик и политика, то бренд неосязаем и психологичен. Он изменчив, что подтверждают социологические опросы.

Политический бренд −это всеобъемлющее чувство, впечатление, ассоциация или имидж, которые общественность чувствует по отношению к политику, политической организации или нации. Политический брендинг помогает партии или кандидату изменить или поддержать репутацию, создать чувство идентичности с партией или ее кандидатами и создать доверительные отношения между политическими элитами и потребителями. Это помогает политическим потребителям быстрее понять, о чем партия или кандидат; и отличать кандидата или партию от других конкурентов.

Политический бренд − это элемент конкурентной борьбы за власть, во время создания которого изучается будущий избиратель и окружающие факторы, влияющие на жизнь избирателей. Это та часть современной политической жизни, в которой нуждается демократическое общество.

Политический бренд должен иметь уникальную внешнюю форму, послание и внутреннее содержание, чтобы он максимально отвечал ожиданиям потенциальных избирателей, чтобы целевая аудитория воспринимала его целостно и отчетливо, ведь он будет привлекать внимание и внушать доверие, вызывать желание избирателя отдать свой голос за политического деятеля. 

Политический брендинг — ключевой и необходимый инструмент для успешной работы любой избирательной компании. В него может входить и создание с нуля нового политического бренда, и модификация существующего.

Что такое политический бренд и почему не каждому суждено им стать

За каждым логотипом, любым слоганом и каждой буквой в нем, шрифтами, политическими рекламами и прочим стоит огромный труд по разработке и созданию политического бренда.

Создание политического бренда очень отличается от разработки просто нового логотипа. Помимо стиля, сюда входят исследования политических партий, анализ оппонентов, позиционирование, и работа над узнаваемостью политического бренда. Только в том случае, если изначальная работа (не значит, что самая легкая) выполнена разумно и качественно, любые дальнейшие действия приобретают хоть какой-то смысл. Политический брендинг – это титанические усилия, которые начинаются со всестороннего изучения политической сферы, попасть в которую вы планируете, до разработки политических рекламных кампаний и прочих, привлекающих внимание элементов создания из политического деятеля – политического бренда.

Продвигаясь по этапам разработки будущего политического бренда, Вы рано или поздно соберете весь необходимый набор графических и дизайнерских составляющих, в виде логотипа, цветов, шрифтов и прочего, то есть политический бренд-бук. Потенциальный избиратель считывает информацию с бренда за 3 секунды, и если Вы не смогли его заинтересовать – грош-цена такой работе.

Конкуренция и политический брендинг

На современном этапе конкуренцию на политической арене можно называть конкуренцией политических брендов. Политический бренд – это марка, сложившийся образ человека политическая деятельность которого заслужило уважение среди избирателей. Целью политического брендинга является создание, поддержка и продвижение политического деятеля. Для того чтобы создать политический бренд, нужно понимать механизм действия такого процесса как «брендинг».

Политический брендинг представляет собой процесс, благодаря осуществлению которого какой-либо политический деятель может выйти на мировую арену. Это обусловлено тем, что брендинговые компании предоставляют ряд услуг, от которых может зависеть дальнейшая судьба политика.

Помимо всего, важнейшим фактором, который влияет на процесс, является качественная политическая реклама. Именно она помогает привлечь максимальное количество потенциальных избирателей, от чего и зависит успех избирательной компании.

Целевое назначение политической рекламы — Умный политический брендинг

Без политической рекламы в наше время политику никак! Она повсюду. И хоть зачастую политические рекламные объявления раздражают нас, однако она необходима, а при создании нового политического бренда, политика и т.д. это главный способ заявить о себе. На сегодняшний день существует множество видов политической рекламы. По целевому назначению выделяют 4 типа политической рекламы.

Это, прежде всего, информативная политическая реклама, которая выводит политического деятеля на политическую арену, заявляет аудитории, что появился новый кандидат.

Сравнительная политическая реклама сравнивает деятельность политического деятеля с аналогичными уже существующими политиками, подчеркивая его преимущества в сравнении с оппонентами.

Напоминающая политическая реклама продвигает политического деятеля, который уже известен избирателю и пользуется репутацией, однако его рекламируют, чтобы избиратели не забывали о его существовании.

Четвертый вид – увещевательная политическая реклама, которая похожа на сравнительную, так как формирует избирательный спрос. Ее используют, когда надо выделить преимущества именно данного политического деятеля перед другими аналогичными.

Независимо от вида принципы политической рекламы всегда одни и те же: заинтересовать потенциальных избирателей, рассказать о политике и его политической программе, подчеркнуть их выгодность и преимущества, привлечь единомышленников, дать избирателям сигнал к действию  и впоследствии поддерживать политический интерес к политическому деятелю.

Политика −это игра на человеческом различии именно потому, что она использует это различие.

«Брендинг» − это процесс, связанный с созданием уникального имени и изображения для продукта в сознании потребителей. Цель брендинга − установить существенную разницу для привлечения потребителей. Политический брендинг говорит общественности не только о том, кто является политическим актором, но и о том, как политический актор воспринимается через ее или его повествование. 

После анализа собранной информации можно лепить новый продукт или реабилитировать старый, подстроив его к новым требованиям народа. Очень часто такие анализы политического рынка способствуют определению уже сформировавшейся модели политика среди избирателей.

Политический брендинг − это территория, подверженная риску. Это деликатная операция, в которой ошибки и незапланированные моменты могут означать политическую гибель. Кандидаты стремятся представить идеализированную версию самих себя (идеализированную в этом контексте, т.е. версию, которая в этот момент понравится нескольким избирателям).

Политический брендинг: правила игры

В период между выборами, бренд не стоит менять. «Просыпаться» можно перед выборами. Это обусловлено изменчивостью настроений, взглядов и потребностей избирателя. Хотя в постройке бренда народ играет небольшую роль.

Создание бренда напрямую зависит от взглядов и поведения избирателей, а также других участников политического рынка.

Бренд политической партии состоит из создания:

  • основного и альтернативного названия;
  • устава и программы;
  • девиза;
  • дизайна эмблемы;
  • главных персон партии;
  • рекламы.

Образ партии должен быть не случайным набором образов, а сконструированным. Он просчитывается, планируется, отслеживается восприятие населения. Основой основ бренда политической партии является идеология, отвечающая на вопросы: «Кто? Зачем? Для кого?». Бренд − это ряд визуализированных составляющих, включающих символику и лицо. Также бренд содержит аудиознаки. Слоган партии также довольно важная составляющая всего образа.

Политический брендинг: с чего начинается

Политический брендинг или клеймование берет начало от коммерческого брендинга. Поэтому основные принципы согласовываются с правилами создания бренда товара. Главный принцип − ориентация на избирателя. В этом помогают специалисты, обладающие информацией о населении и подсказывающие необходимые характеристики имиджа. Стратегия, призванная удовлетворить политические преференции электората, разрабатывается политбрендологами, которые руководствуются спросом на определенные политический образ.

Идея политического имиджа − второй принцип. Она состоит из материальных и нематериальных характеристик, которые должны соответствовать политическим симпатиям избирателей. Для этого используются социологические и маркетинговые исследования.

Разработка дизайна символики партии − третий принцип. Определение компонентов символики должны соответствовать свойствам политической партии и вызывать симпатию у избирателей. Успех придет к тому политику или политической партии, которая вовремя и правильно увидит удобную и нужную ситуацию на политической арене. В политике нужды и ожидания населения обуславливаются проблемами сегодняшнего дня. Пример удачного политического бренда −  президентские выборы в Украине в 2019 году, когда избиратели ждали всего нового, в надежде на получение лучшего.

Лицо партии −основной элемент брендинга

Продать продукт потребителю намного сложнее, чем продать политика избирателю. Товар мы покупаем изо дня в день, а партию выбираем не чаще одного раза за четыре года.

Политические партии как и сами политики сотрясают воздух примерно за полгода до выборов, когда начинается кропотливая работа над созданием бренда, ребрендингом или раскруткой известного в стране имени или названия.

Политик, являющийся лицом партии − это не просто дорогой товар, это тяжкий труд целой команды, которая создает бренд. Представитель партии − это приятный тембр голоса, непринужденная манера общения, внешний облик. Все эти атрибуты человека-политика несут в себе ту информацию, которая и составляет впечатление о партии у избирателя.

Главной особенность одушевленного бренда является его идеализация. Но для этого избирателю необходимо хотя бы визуально зацепиться. Парень из народа −слишком тривиально и чаще не срабатывает, потому что он не может управлять нами −он ничем не лучше. Образ сверхчеловека привел на политический Олимп безыдейных личностей, которые не нуждались в раскрутке − Арнольд Шварценеггер или Виталий Кличко.

Разработка бренда

Бренд политической партии − это целый комплекс мероприятий, которые помогут сформировать позитивное восприятие у населения благодаря правильной подаче идеологии, программы, лидеров, символики. К сожалению, разработка четкого и эффективного политического бренда очень слабая в Украине. Поэтому от выборов к выборам наблюдаются резкие колебания количества голосов за одни и те же партии.

Бренд политической партии − это многокомпонентная структура, состоящая из:
  • имиджа партии;
  • социальной роли;
  • бренд-идеи.

Имидж партии − это ее лидер, организационная структура и материальные носители, включающие в себя офисы и логотип.

Социальная роль сводится к позиционированию партии относительно избирателя. Она может быть защитником определенных социальных слоев или групп, реформатором или консерватором, духовным лидером. Социальная роль обосновывает политическую миссию партии в обществе, объясняя свои взгляды на дальнейшее развитие общества благодаря партии и взгляды самой партии, которых она придерживается.

Разработка бренд-идеи − это рассказ о том, чем эта партия лучше всех остальных, позиционирование явного (или не очень) преимущества. Рядом с бренд-идеей идет бренд-легенда, описывающая героический подвиг создания партии, с пояснениями причины ее возникновения. Например, Компартия − партия, созданная столетие назад, для защиты рабочего класса.

Разработка бренда очень важная составляющая предвыборной кампании. Свидетельством тому могут послужить парламентские выборы конца 90-х, когда благодаря одному бренду политические партии набрали проходное количество голосов (Партия зеленых, организация «Женщины за будущее»).

Основным заданием брендинга политической партии является решение вопроса внедрения и определения в политическом пространстве. При этом символика является ключевым моментом, который принимает активное участие в политической борьбе. Поскольку символы тесно связаны с идеологическими программами партии, это делает их носителями основной идеи партии. Они служат самопрезентацией политических и моральных установок партии. Главное в создании символики партии−это ее понятность для населения, потому что в дальнейшем она станет средством воздействия и коммуникации с электоратом.

Процессы маркетизации и деиделогизации политической жизни помогают победить тем политическим силам, которые создают качественный символ-бренд, которые должны упростить сложные политические программы, выделить яркие и доступные моменты в программах, символике,слоганах, которые быстро запомнятся.

Логотип: идеологические направления

В создании бренда важно понимать психотип целевой аудитории, а также политические предпочтения. Поскольку политические партии делятся по идеологическим установкам (правые, левые, центристские), то и символика организации у них соответствующая.

Основные цвета консервативных партий −синий и черный, а основные требования −ограниченность государственного регулирования в социальной и экономической сфере. Либеральные партии выступают за свободную торговлю, развитие внутреннего рынка, при этом используется традиционная символика. Позиция социал-демократов−усилить государственное вмешательство в экономику, внедрить частичную национализацию и финансировать социальные программы за счет увеличения налогов. Большинство партий при этом в качестве символа использует розу. Политические взгляды зеленых отображаются и на символике: растительные мотивы и преобладание зеленого цвета.

Большинство левых партий имеют коммунистические взгляды и традиционную символику −серп и молот. Но многие современные партии отказываются от рабочих с молотом и селян с серпом. Крайне правые (неофашистские, националистические партии) зачастую используют в качестве символа факел и пламя.