31.08.14

Особенности организации управления советскими войсками в Афганистане

NATO Air Operations Center (AOC)

Со середины декабря 1979 г. усиленными темпами началось формирование контингента войск для ввода в Афганистан. Его основу составили пополненные соединения и части, дислоцированные в ТуркВО, которые почти все были кадрированные. Доукомплектовывались они за счет местных ресурсов из запаса. С учетом того, что представители Среднеазиатских республик служили, как правило, в строительных частях и мотострелковых войсках, подготовка их была невысокой. Войска приводились в готовность распорядительным порядком, на основании отдельных распоряжений Генштаба. Всего за три недели было отдано более тридцати таких распоряжений. 

В Главном оперативном управлении (ГОУ) Генштаба, работала специальная группа генералов и офицеров от всех видов и родов войск Вооруженных Сил, которая готовила проекты директив министра обороны СССР и начальника Генерального штаба на отмобилизование и обеспечение ввода войск в ДРА, планировала и осуществляла перевозки войск, техники, вооружения, материальных средств к афганской границе, проводила организационные мероприятия, а также постоянно отслеживала военно-политическую обстановку в Афганистане, делая ее анализ. 

Характер и особенности боевой деятельности советских войск в Афганистане наложили свой отпечаток и на организацию управления войсками. Управление войсками осуществлялась со стационарных и подвижных командных пунктов.

Стационарные командные пункты армии, ВВС, дивизий, бригад, полков были созданы сразу после ввода советских войск на территорию Афганистана в занятых ими пунктах постоянной дислокации. Кроме того, были созданы пункты наведения (ПН) авиации на аэродромах Шинданд, Джелалабад(с 1984 г.) и Кандагар и ПУ ЕС УВД (с 1985 г. РЦ ЕС УВД) группы взаимодействия с КП ПВО и ВВС РА. Стационарные командные пункты управляли всей повседневной жизнью и деятельностью подчиненных войск, а также их боевыми действиями. 

Основу стационарных командных пунктов составляли центры боевого управления (ЦБУ), которые были образованы во всех звеньях управления от армии до полка, во всех батальонах СПН и в отдельно стоящих общевойсковых батальонах. До 1981 года дежурные смены ЦБУ на каждые сутки формировались за счет офицеров управлений штаба армии, соединений и полков. Позднее они стали штатными. Боевые смены ЦБУ возглавляли заместители командующего (командиров), начальники отделов (отделений). Основными задачами ЦБУ были: 

— сбор повседневной и боевой информации, ее обобщение и доклад командующему (командирам) и начальникам штабов; 

— передача решений командующего (командиров) войскам и другим исполнителям; 

— согласование всех данных обстановки с аппаратом главного военного советника в РА (военными советниками в зонах или при командирах ближайших афганских частей); 

— ежедневный доклад повседневной и боевой информации в вышестоящие звенья управления; 

— обеспечение надежного, устойчивого и непрерывного управления подчиненными войсками. 

Главнейшей обязанностью ЦБУ всех командных пунктов было обеспечение общего руководства боевыми действиями в своей зоне ответственности. На всех ЦБУ были оборудованы рабочие места командующего (командиров), начальников штабов и оперативных отделов (отделений). Каждое утро на ЦБУ армии командующий заслушивал общую обстановку и разведывательную информацию, поступившую к 8.00, и принимал решение на ее реализацию. При этом командующий определял, какую разведывательную информацию и какими силами и средствами берет на реализацию 40-я армия, какие силы потребуются для совместных действий от афганской армии, а какую информацию желательно было бы реализовать самостоятельно афганскими средствами. Тут же готовились необходимые распоряжения соединениям и частям 40-й армии. 

После этого в штабе армии проходило координационное совещание по разведке. На нем принимали участие начальник штаба главного военного советника в ДРА, советник начальника разведки Генерального штаба ВС ДРА, сотрудники аппаратов представительств КГБ и МВД СССР при МГБ и МВД ДРА, начальник штаба и начальник разведки 40-й армии, офицеры разведывательного и оперативного отделов, штабов Ракетных войск и артиллерии (РВ и А) и ВВС армии, представители советнического аппарата ВВС ДРА. На этом совещании происходил обмен разведывательной информацией, добытой различными органами и видами разведки, анализ ранее поступившей информации, доводилось решение командующего армией на реализацию информации силами советских соединений и частей. На совещании формировались рекомендации афганскому командованию на ведение самостоятельных боевых действий и просьбы на выделение сил и средств для ведения совместных с советскими войсками действий в соответствии с решениями командующего 40-й армии. 

Аналогичная работа ежедневно проходила в соединениях и частях советских войск применительно к зонам их ответственности. 

Кроме ЦБУ в штабе 40-й армии (в составе командного пункта) создавались и функционировали другие управленческие структуры. После появления в отрядах оппозиции большого количества радиосредств силами и средствами армии была организована целенаправленная борьба с ними. Она включала радиоэлектронное подавление РЭС противника и их уничтожение ударами авиации, огнем артиллерии и действиями войск. Для управления силами и средствами радиоэлектронной борьбы в штабе 40-й армии была создана специальная группа управления "Экран", в которую входили представители оперативного управления, радиоразведки, штабов артиллерии и ВВС, другие специалисты. 

Для управления силами и средствами, ведущими борьбу с караванами противника путем проведения засадных действий в рамках армейского плана, с весны 1984 года на КП армии действовала группа управления "Завеса". Она координировала в основном засадные действия подразделений СПН и войсковой разведки. Возглавлял эту группу заместитель начальника штаба армии. С весны 1987 года к ведению засадных действий по плану армии были привлечены и общевойсковые подразделения (ранее они вели засадные действия по планам соединений и частей). С этого времени координацию всей засадной деятельности стала осуществлять группа управления "Барьер" (вместо группы "Завеса").

ЦБУ
Command and control center of HMS Diamond

Управление всей повседневной и боевой деятельностью авиации, в том числе привлекаемой с территории Советского Союза, осуществлял командный пункт авиации, развернутый при штабе 40-й армии. 

Подвоз материальных средств для обеспечения жизни и деятельности ОКСВ, в основном, производился автомобильным транспортом. Для этой цели было задействовано 96 ротных автомобильных колонн. Ежедневно в пути находилось 1500–2000 автомобилей. 

Для управления всеми автомобильными перевозками на территории РА при штабе тыла 40-й армии был создан Центральный диспетчерский пункт (ЦДП) и две его оперативные группы — "Саланг" (на перевале Саланг) и в Шинданде. ЦДП подчинялись диспетчерские пункты и диспетчерские посты на маршрутах. Ядром ЦДП была группа боевого управления. 

Все эти органы и группы управления тесно взаимодействовали с ЦБУ армии и в установленные сроки информировали его об обстановке в сфере своей ответственности и о принятых решениях и мерах. Особенностью управления боевыми действиями в Афганистане было то, что руководили подразделениями, ведущими бой, не штатные органы соединений и частей, а специально назначаемые оперативные группы. Это было связано с тем, что, как правило, дивизии и полки выполняли сразу несколько различных задач, каждая из которых требовала непрерывного и твердого управления. 

Оперативные группы по руководству боевыми действиями (операциями) в зависимости от масштабов боевых действий и количества привлекаемых сил и средств (советских и афганских) состояли из 8-15 человек. Первоначально они каждый раз формировались непосредственно перед выходом на боевые действия, были сводными, непосредственным планированием не занимались, а получали уже готовый план боя, разработанный соответствующим штабом. 

С 1981 года руководители операций и их группы управления в армии, дивизиях и полках стали отдаваться специальными приказами заранее, на весь год, с персональным перечислением всего состава групп. Офицеры стали четко знать, кто в какую группу входит, кто является руководителем и когда та или иная группа будет управлять боевыми действиями. Руководителями операций этими приказами определялись — командующий армией, командиры дивизий, бригад, полков, начальники штабов, заместители командующего (командиров), а также заместители начальника штаба армии. Группы управления проводили занятия по боевому слаживанию и вместе с руководителем операции составляли готовые в любое время к действиям аппараты управления. Они сами разрабатывали каждую операцию, которой должны были управлять, на основе решения своего руководителя и принимали участие в подготовке выделенных для ее проведения войск. Группы управления (оперативные группы) несли полную ответственность за подготовку и проведение той или иной операции. 

Боевыми действиями, как правило, руководили: 

— подразделениями, выделенными от одного полка, 

— группа управления полка; 

— подразделениями, выделенными от разных полков одной дивизии, 

— группа управления дивизии; — подразделениями, выделенными от разных дивизий 

— группы управления армии. 

Наиболее сложными и масштабными операциями руководил командующий армией со своей группой управления. 

Руководитель операции (независимо от уровня) управлял боевыми действиями с подвижного командного пункта на бронебазе. В связи с особыми условиями боевых действий в Афганистане и малочисленностью групп управления, другие пункты управления, как правило, не развертывались. Все офицеры, занятые управлением и обеспечением боевых действий, располагались совместно с руководителем операции на одном пункте управления, использовали единый узел связи, находились под единой охраной. Основу подвижного командного пункта, как и стационарного, составлял ЦБУ. Подвижные командные пункты всех инстанций размещались вблизи района боевых действий и перемещались, как правило, один раз в сутки. Управление войсками осуществлялось только с места. Попытки управлять подразделениями в движении из-за особых условий распространения радиоволн в горах большей частью были безуспешными.

Command and Control Center (Командный пункт, КП)
При выборе места расположения командного пункта главное внимание обращалось не на условия визуального наблюдения за действиями войск (хотя это и было очень желательно), а на возможность поддержания непрерывной, устойчивой связи с подразделениями, ведущими бой, авиацией и вышестоящими органами управления. В связи с этим командные пункты располагались на господствующих высотах, а при невозможности — в створе с ущельями, по которым продвигались подразделения. 

Если войска действовали по расходящимся ущельям, по КП развертывался на стыке ущелий. В извилистых ущельях приходилось местоположение КП менять чаще, чтобы не потерять связь на участках, прикрытых горными массивами. При этом руководитель операции стремился каждое новое положение КП выбирать на изломе ущелья. 

Обстановка иногда вынуждала руководителя операции выдвигаться на командный пункт подчиненной инстанции со своими средствами связи и небольшой группой управления. Так в необходимых случаях возникал передовой командный пункт. 

Несмотря на то, что запасные командные пункты не создавались, принцип непрерывности управления строго соблюдался. Это достигалось за счет передачи управления при перемещениях командных пунктов на стационарные пункты управления или на командные пункты подчиненных инстанций управления. На период перемещения КП руководителя операции эти командные пункты выступали в роли своеобразных ЗКП. 

Управление боевыми действиями авиации осуществлялось со стационарных командных пунктов ВВС армии и авиационных частей и с пункта управления оперативной группы ВВС при руководителе операции (создавался на период проведения операции), а также группами боевого управления (ГБУ) и авианаводчиками. Поскольку войска в большинстве случаев вели боевые действия усиленными батальонами в отдельных районах, а на некоторых направлениях и ротами, потребовалось обеспечить связь с авиацией непосредственно их командирам. Эта проблема была решена за счет выделения авианаводчиков (штатных и нештатных) с радиостанциями в роты и батальоны. 

Управление боевыми действиями дежурных подразделений производилось со стационарных пунктов управления частей, высылавших эти подразделения. Непосредственное руководство боем осуществляли штатные командиры дежурных подразделений со своих подвижных командно-наблюдательных пунктов. При этом, как правило, вместе с командиром дежурного подразделения находились артиллерийские корректировщики и авиационные наводчики. 

После завершения боевых действий и возвращения участвовавших в них войск в пункты дислокации руководители операций по каждой из них составляли подробные отчеты, которые вместе с планами операций направлялись в штабы 40-й армии и ТуркВО. 

Опыт боевой деятельности советских войск в Афганистане показал необходимость определенной децентрализации управления войсками, что в конкретных условиях ДРА делало его более гибким без нарушения общих принципов управления.
Читай также:


Soldiers discuss operations inside the tent of a Trailer Mounted Support System-Medium, an element of the Harbormaster Command and Control Center, during the recent Joint Logistics Over-the-Shore exercise at Fort Story, Va. (U.S. Army photo by Nancy Jones-Bonbrest)