09.03.15

Если империя не может предложить даже сортиров, ясно, что эта идея мертвая


Художник, поэт и драматург Лесь Подервянский рассказал Фокусу, почему считает Гитлера случайной фигурой в истории Германии, а Ивана Грозного, Сталина и Путина – закономерными фигурами в истории России

После поражения во Второй Мировой немецкий народ долго учили, что каждый из граждан ответственен за гитлеровский режим. Есть ли шанс, что россиян когда-нибудь будут приучать к ответственности за ужасы путинского фашизма?

- Нет. Для того, чтобы это произошло, они должны так получить по пи..де мешалкой, как немцы во время Второй Мировой.
Иначе, шансов нет. Перспектив, что получат, тоже не видно. Все боятся, никто не хочет иметь дело с этими идиотами. Фактически, мир оставил Украину один на один с Россией. Но здесь не должно быть пессимизма, потому что это совсем не тот монстр, каким он хочет казаться. Мы выстоим, потому что другого выхода у нас нет.
Хорошо ли мы изучили тех, кто напал на нас с оружием, до того прикидываясь братьями?

Никто никого не изучал. Никто об этом никогда не задумывался, пока петух в ж…у не клюнул. Инфантилизм. Поверхностность. Наивность.

Есть такая китайская книга, называется "Искусство войны" Сунь Цзы, в ней много внимания уделяется изучению врага. И очевидно, что сейчас у нас нет никакой стратегии для того, чтобы мы могли действовать правильно. Мы просто совершаем какие-то хаотические движения, а это плохо. Надо изучать врага. Почему мы этого не делали, когда он был рядом столько лет, это уже вопрос. 

А есть в Украине те, кто мог бы наверстать упущенное? Интеллектуалы, мыслители, способные быстро объять необъятное и выдать стратегию? 

- Нет таких. По крайней мере, я не вижу. Легко в этом убедиться, поскольку все зациклены на Путине. Я всегда говорил – дело не в Путине. Он ничего такого не делает, что не нравилось бы россиянам. Он все делает, чтобы понравиться, он популист. Точно так же, как и Гитлер. Но Гитлер поверхностный, потому что немецкий народ после него быстро выздоровел, а до него эти люди никогда не были нацистами. А русские всегда ими были. Вот в чем разница.

Я утверждаю, что Гитлер – фигура случайная, а люди типа Ивана Грозного, Петра Первого, Сталина – это люди системные. В истории Германии до Гитлера мы не знаем ни одного такого, а в истории России – полно. И это очевидно, это лежит на поверхности.

Есть ли среди россиян те, кого вы бы пригласили в качестве реформаторов в украинский парламент или Кабмин?

- Честно говоря, я не слежу за ними. Считаю, что их цивилизация на грани распада, это видно из литературы, кино, культуры, политики. Очевидно, что конец скоро.

Почему?

- Потому что каждая империя только тогда может ею оставаться, когда она привлекательна. Рим покорил много народов без всякой войны. Просто говорили: чуваки, вы хотите иметь теплые сортиры, гладиаторов и не жить в лесу, в шкурах? Давайте к нам! А если люди не могут предложить даже сортиров, ясно, что эта идея мертвая.

 
Что нового и сильного в этом плане может предложить Украина?

- Украина только рождается. В мире всегда так: одно отмирает, другое рождается. Равновесие. И для того, чтобы мы могли родиться, они должны умереть.
 
Нынешняя украинская власть вселяет в вас оптимизм?

- Я не хочу в это лезть, есть много людей в огромных очках, которые занимаются политологией, так что…

Тогда об искусстве. В Киеве напротив Дома художника уже давно стоит полуразрушенный, черный, "беззубый", жуткий дом. Нет ли в этом символизма?

- Нет. В Украине очень сильная художественная школа, и полным-полно высочайшего, европейского уровня художников. С этим проблем вообще никаких. В Украине их не знают, но это не проблема художников. Вообще, живопись никому не нужна, кроме тех, кто ее создает. По крайней мере, в этой стране.

Я могу на пальцах одной или двух рук посчитать людей в Украине, которые разбираются в живописи, кроме самих художников. Те просто делают свое дело, то, чего не могут не делать. Кому это интересно? Никому.

Но из этого тоже рождается нация?

- Ну да. Только художнику это не нужно, ему плевать на нацию. Он работает сам для себя. Художник тем и отличается от обычного мужика, что если его забросить на необитаемый остров с мольбертом, он все равно будет работать, хотя его картин никто не увидит. Люди искусства здесь абсолютно самодостаточны. Если это живопись – купил себе краски и пишешь, и есть много людей, которые это делают на очень высоком уровне. А есть кино, которое без денег не сделаешь.

У людей в руках страшные деньги, которые они проигрывают в казино, покупают яхты. Дайте им возможность направить эти деньги на кино, и у нас оно будет. Функция государства как раз в этом и состоит – сделать возможным такой путь, а не распределять: ты будешь снимать, или ты.

15 мыслей Леся Подервянского об Украине, России, Советском Союзе и самом себе

Фокус собрал самые интересные ответы Леся Подервянского, автора бессмертной пьесы "Гамлет, или Феномен датского кацапизма", прозвучавшие на встрече с читателями в рамках благотворительного проекта "Война и слово"

Об украинцах

«Герои нашего времени – Надежда Савченко и много других ребят, которые отдают жизни на востоке и которые стояли на Майдане, и многие, о которых мы не знаем. Для меня Надежда Савченко – античная героиня, это то, о чем мы читаем, никто не мог представить, что сейчас есть герои, а они есть»

«Если жителя Барышевки будут нещадно штрафовать за то, что он насрал в неположенном месте, и бросил пластиковую посуду в мусорник с пищевыми отходами, то он станет европейцем. На самом деле из европейцев не стоит делать фетишь – это обыватели, которые просто живут по закону, потому что жить не по закону просто не выгодно» 

«Мы немного опаздываем в историческом развитии. То, что у нас сейчас происходит – это один в один история Великой французской. Ну, на 200-250 лет они нас опередили»

«В правительстве должны быть люди, которые знают, что делать. Между украинцем без мозгов, но с паспортом, и иностранцем с мозгами, но без украинского паспорта, я выберу иностранца»

«Нестор Махно говорил, что при таком народе государство не нужно. И мы этому свидетели, потому что государство всегда творит херню. И выживает только благодаря народу и гражданскому обществу»
 
«Украинец – человек самостоятельный, хозяин. Ему дай волю, он полмира накормит. Его национальная идея – читайте Шевченка – "садок вишневий коло хати, хрущі над вишнями гудуть", вот и вся национальная идея»
 
О восточных соседях

«Я как-то высказал пожелание: от…тесь, но пока не получается. У меня неутешительная мысль – я думаю, что кацапы никогда не от…тся от нас. Но в этом есть позитив, потому что если будем жить так, что никогда и никто к нам не будет при…ться, то мы расслабимся и потеряем физическую форму»

«Я много лет занимался наукой, которую можно назвать занимательным кацаповедением. Вот мы часто говорим: дурные, глупые кацапы, что у них в голове? И Ленин, и царь, и Иисус Христос, и Деникин – и все это они сваливают в одну кучу. Но на самом деле, ничего в этом нелогичного нет, потому что в душе кацапа все эти люди присутствуют, вместе с царем Николаем и Иваном Грозным. Это люди империи. Они всегда говорили, что кацапы самые прекрасные чуваки, а все другие – гандоны и пи..расы. Разве что Ленин немного из этого ряда выпадает. Он сказал одну классную вещь, которая мне очень нравится: "Русская интеллигенция не мозг нации, а говно". И мы видим, что сто лет прошло, и так и есть, он абсолютно прав. Может быть, лучше, чтобы вообще не было интеллигенции, чем когда она говно?»

«Зачем Путину Украина и что ему надо? Я не знаю. У человека много денег, власть, может, ему неинтересно жить? Нужен адреналин? Мы с Путиным одногодки – мне 62 и ему 62, возможно, в этом возрасте начинаются какие-то необратимые процессы в мозгах»

О писательстве
«Кое-что из мною написанного – сбылось. У меня была такая пьеса "Cказка про репку, або хулі не ясно". Там были хвосты, крысы больших размеров – это было за полгода до Чернобыля. Но осознания, что это пророчество, не было, просто какая-то чушь в голову лезет и все. А потом оказывается, что она сбывается. Потом пьеса "Король литр" там, где конец диктатуры, начало демократии – тоже где-то за год до 1991 года»

«Надо читать очень много. Начинать нужно с Гомера, Шекспира, Эсхила, с древнегреческой литературы, и дальше, дальше. У кацапов тоже очень хорошая литература, и здесь не нужно никакой ксенофобии. Неплоха советская литература, потому что Платонов и Бабель заткнут за пояс многих. Существует множество хороших американских писателей, английская литература. То есть, надо читать, читать, читать. И дойдете до состояния, когда вообще перестанете это делать, как я»

О детстве и юности

«Я рос в интеллигентной семье, меня учили, что нельзя садиться за стол без салфеточки на шее, а есть надо обязательно с ножиком и вилочкой. Дед научил меня по-белогвардейски щелкать каблуком. Вооруженный всеми этими знаниями я пришел в советский детсад. В первый же день я был отпиз…н и раскритикован за все эти примочки. Через три дня я пришел и сообщил бабушке новость: " х..й, п..да, говно, повидло, в ж.. й.. понос", и тут уже меня раскритиковала бабушка, я был наказан и страдал некоторое время»
 
«Советская армия была абсолютно не приспособлена к тому, для чего она была придумана. А потом я понял, что армия совсем не для этого, что это школа абсурда. Один майор мне сразу сказал: ты что, солдат, не знаешь, что в армии круглое тащат, а квадратное катят? И я подумал, что сам Беккет бы не додумался до такого. Когда в армии узнали, что я художник, я стал оформлять дембельские альбомы, и у меня появился бизнес: несколько страниц альбома – бутылка водки»
 
О Советском Союзе

«Дело было так: я бухал двое суток на даче у приятелей, а потом вспомнил, что у меня дома остался кот. Прибежал домой, кот орал и матюкал меня, и я побежал в магазин. Купил рыбу, а чтоб вы знали, покупка рыбы происходила так: продавщица брала мороженую рыбу и со страшным звуком бросала ее о землю. То, что отскакивало, она продавала трудящимся. Когда дома рыба немного оттаяла, я увидел, что она красного цвета, кожа как у чемодана, три четверти занимала голова со страшними зубами, а одна четверть – это был хвост, тела не было вовсе. Страшно было, что по бокам у рыбы были крылья, как у летучей мыши. Эту рыбу ведь продают трудящимся, они же не знали, что это коту. И вот тогда я впервые подумал: наверное, пи…ц не за горами» 

О себе

«У меня есть основной не достаток – я ленивый. И у меня есть два правила:

1) Делать то, что тебе нравится
2) Не делать того, что не нравится.

Второе труднее, но мне удается из-за моей лени»