06.05.15

Дилемма Тони Сопрано в современном бизнесе



Почему успешный лидер сегодня должен вдохновлять, а не принуждать

Тони Сопрано, авторитетный мафиози из известного телесериала, был мастером принуждения. Путем насилия, вымогательства и взяточничества он достиг высот в своем деле, оставив конкурентов далеко позади.

Тем не менее, Тони чувствовал, что альтернативные стратегии поведения могут принести ему выгоду, поэтому часто обращался за советом к своему терапевту - доктору Дженнифер Мельфи. Но, когда он слышал от нее совет относиться к людям, как к партнерам, то спрашивал: «Как же тогда я буду заставлять их делать то, что я хочу?».

У всех современных руководителей присутствует своего рода проблема Тони Сопрано. Мы привыкли к иерархическим структурам, оптимизированным для решения конкретных задач. Но когда приходится конкурировать в сетевом мире, старые правила больше не работают, и мы должны научиться думать в терминах экосистем, платформ и движений.

Восход экосистем


Историческая цель экосистем - это эффективное управление ресурсами. Американский экономист и лауреат Нобелевской премии Рональд Коуз в своей книге «Природа фирмы» утверждал, что компании достигали этой цели путем минимизации транзакционных издержек, сопровождающих взаимоотношения любых экономических агентов. Особенно это касалось информационных затрат. Согласно Коузу, фирмы будут расти до тех пор, пока их расходы не превысят успехи в сокращении транзакционных издержек.

Современные технологии существенно снижают подобные транзакционные и информационные расходы фирм, что сводит на нет предыдущие преимущества многих компаний. Централизованная структура корпораций (или мафиозного клана) является достаточно хорошим способом для внутреннего регулирования, но крайне неэффективна для интеграции ресурсов и информации извне.

Поэтому сегодня легче получить доступ к ресурсам через экосистемы, нежели через линейные цепочки добавленной стоимости. К примеру, Apple не нужно предугадывать, какие типы приложений будут популярны среди пользователей iPhone, и, соответственно, не нужно нанимать людей, которые бы разрабатывали эти приложения. Их App Store привлекает целую экосистему разработчиков, которые делают работу намного лучше, чем кто-либо другой.

Многие менеджеры чувствуют растерянность перед лицом подобного сдвига от внутренних корпоративных сетей к глобальным экосистемам. Нынешние компании и их менеджмент плохо подготовлены к этим переменам.


Новая эра платформ


Когда-то технологии были очень дорогими и обитали лишь в больших корпорациях. Только крупные организации могли позволить себе дорогостоящие бухгалтерские программы, операционные системы и оборудование для персонала.

Тем не менее, сегодня технологии настолько дешевы и широко распространены, что экосистемы были созданы практически для всего. В наши дни человек может проснуться утром с некой идеей, сконструировать ее с помощью онлайн-проектировщика, создать прототип на 3D принтере, запросить предложения по производству своего изобретения, и затем продавать его через интернет.

Мы получаем доступ к экосистемам через платформы. IPhone – это не просто продукт, это платформа для доступа к работе тысяч программных разработчиков посредством App Store. А eBay – это не просто ритейлер, это платформа для покупателей и продавцов. Поисковик Google – это продукт, но большая часть прибыли компании поступает не прямо от него, а от рекламного поискового сервиса AdWords, который является платформой.

В отличие от традиционных двусторонних отношений, платформы способствуют возникновению многосторонних связей. Чем больше людей ими пользуются, тем ценнее они становятся. Это делает платформы по сути своей неиерархическими. Никто не может эффективно контролировать экосистему через платформу, поскольку это ослабит ее привлекательность.

Вот почему проблема Тони Сопрано настолько распространена и сложна. Вот почему бывший главный редактор Foreign Policy и знаменитый колумнист Мозес Наим сказал: «Власть сейчас проще получить, чем прежде, однако ею труднее распоряжаться и легче потерять».

Почему миссия должна быть двигателем стратегии


Коуз написал свою знаменитую книгу в 1937 году, и многие вещи с тех пор, безусловно, изменились. Сегодня цель предприятия заключается не только в том, чтобы эффективно управлять ресурсами, но и в том, чтобы сосредоточиться на своей миссии. Только так вы сможете привлечь талантливых сотрудников, партнеров и клиентов, которые необходимы для преуспевания компании.

Сегодня миссия должна быть двигателем стратегии. Цель Google по упорядочиванию информации в мире вдохновляет талантливых людей, а Walmart процветает лишь потому, что выполняет свою миссию по обеспечению самых низких цен для покупателей.

Рассмотрим также недавнее фиаско журнала The New Republic. Новое руководство издания отошло от давней миссии по осветлению проблем нации, и приняло новую миссию по созданию «вертикально интегрированной цифровой медиа-компании». В результате наиболее талантливые журналисты сначала упирались нововведениям, а затем восстали против руководства и ушли, оставив журнал в достаточно трудном положении.

Это и есть дилемма Тони Сопрано. Роль лидеров изменилась. Мы больше не можем заставлять людей делать то, что мы хотим, но должны вдохновлять их на то, чего мы хотим.

Грег Сателл, Корреспондент Forbes, экс-содиректор издательского холдинга KP Media