29.11.16

Машина дезинформации едет на Запад


Я понял, что представляет собой российское телевидение еще в начале нулевых, когда, работая в Москве в сфере PR, видел, как в интересах различных коммерческих и политических структур сотрудники федеральных телеканалов создавали абсолютно фейковые сюжеты о никогда не происходивших событиях. Теперь рынок фальсификаций на телевидении в значительной степени монополизировала власть. Многие известные телевизионщики, много лет обманывавшие зрителей в интересах различных частных клиентов, стали урапатриотами и занимаются дезинформацией уже по заказу Кремля.

Двойной удар по свободе слова


Во всем мире значение телевидения как инструмента политического влияния снижается, а интернета − растет. Это продемонстрировали и последние американские выборы. В России еще недавно ситуация развивалась в этом же направлении. Политические протесты 2011-2012 годов были организованы в основном в интернете. Ему же обязаны своей популярностью многие оппозиционные лидеры.

Кремлю удалось переломить эту опасную для него тенденцию. После аннексии Крыма власти беспрецедентно усилили телепропаганду, одновременно ударив по протестным настроениям в интернете. «Лучшие силы» российского ТВ, еще недавно делавшие свой личный бизнес на журналистской «джинсе», были мобилизованы государством на разжигание урапатриотической истерии.

Телепропагандисты апеллирует к темным сторонам человеческой натуры: разжигают национальное тщеславие и ненависть к мнимым «врагам». Как показывает история, провоцировать вражду между людьми гораздо проще, чем распространять терпимость. Тотальная пропаганда легко справляется с поставленной перед ней задачей. Большинство россиян стали плохо относиться к западным странам и даже к еще недавно братской Украине. А популярность противостоящего «врагам» «национального лидера» резко выросла

Параллельно началось давление на оппозицию в интернете. Заблокирован ряд антипутинских сайтов. Количество уголовных дел за посты и репосты в социальных сетях растет из года в год. Число осужденных по ним измеряется сотнями. Запугав реальных блогеров, власти создали целые «фабрики» сетевых троллей, дискредитирующих интернет, как источник информации.

В результате всего этого, хотя популярность интернет-сайтов и соц. сетей продолжает расти, доверие к ним в последние годы не увеличивается. А ТВ удается удерживать свои позиции главного источника новостей для абсолютного большинства населения. Три четверти россиян продолжают сидеть на «телеигле», смотря информационные и «аналитические» передачи федеральных каналов каждый день или несколько раз в неделю.

Россиян «терзают смутные сомнения»


Однако даже несмотря на такое мощное информационное давление, далеко не все полностью доверяют пропаганде. Почти половина опрошенных догадываются, что им не дают всей информации о происходящем. Чуть меньше тех, кто считает, что СМИ отвлекают людей «от действительно важных событий». И больше трети россиян уверены, что их просто обманывают. Причем таких людей за последний год стало больше.

Тем не менее, как сказал классик: «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Многие подозревающие, что госСМИ вводят их в заблуждение, остаются постоянными потребителями телеманипуляции.

Дан приказ ему на Запад


Кремль выиграл информационную войну против свободы и здравомыслия внутри России, позволившую ему подмять под себя большую часть российского общества. Теперь он ведет эту войну против западных стран, пытаясь с помощью «черных» PR-технологий решать не только внутренние, но и внешнеполитические задачи.

Российские власти стремятся манипулировать западными избирателями испытанными на россиянах методами: через телефальшивки, интернет-троллей, нанятых хакеров, информационные спецоперации. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить плавный переход путинских СМИ от лживой страшилки про донбасского «распятого мальчика» к провокации по поводу «изнасилованной девочки» в Берлине. Сейчас российская дезинформация − одна из наиболее обсуждаемых угроз во многих странах Евросоюза и даже в США.

На днях Европейский парламент принял резолюцию, обвиняющую Кремль и такие организации, как телеканал Russia Today, информационное агентство Sputnik, фонд «Русский мир» и Россотрудничество во враждебной пропаганде против Евросоюза. А чуть ранее Канцлер Германии Ангела Меркель сообщила о том, что российские власти с помощью распространения дезинформации могут попытаться повлиять на результаты предстоящих выборов в Бундестаг.

Зная насколько широко и повсеместно Кремль использует манипулятивные технологии, трудно сомневаться в правомерности опасений германского Канцлера.

Созданная в России монструозная, дорогостоящая и достаточно эффективная машина дезинформации успешно справилась со своими задачами внутри страны. Потом она была направлена против Украины, где спровоцировала столкновения и войну. А теперь на всех парах движется на Запад.

Игорь Эйдман, социолог и публицист