В развитых странах современного мира инфантилизм становится практически нормой. Казалось бы, наши мечты сбылись: можно, как дети, беззаботно наслаждаться жизнью и ее многочисленными дарами. Парадокс в том, что именно инфантилизм, в конечном итоге, стал одной из причин болезни XXI-го века — депрессии.
Гедонизм, ангедония и депрессия
Отличительная черта инфантилизма — гедонизм, то есть фиксация на получении удовольствий. Основной чертой депрессии нашего времени стала ангедония — невозможность испытывать удовольствие и радость. Ангедония встречается при психических заболеваниях, а так же возникает по психологическим причинам. Гедонизм и ангедония — две стороны одной медали: инфантильного взгляда на жизнь.
Ангедония у инфантильных людей становится результатом пресыщения.
Можно сравнить ангедонию с «эффектом конфетной фабрики». На конфетных
фабриках сотрудникам разрешено есть конфеты, сколько угодно. Через
некоторое время возникает стойкая толерантность к сладостям, и люди
больше не получают от них удовольствия.
Инфантил живет сегодняшним днем и старается получить разнообразные ощущения здесь и сейчас. Когда приедаются одни занятия, инфантильный человек ищет новые источники удовольствий. Чем интенсивнее эмоции, которые он испытывает, тем быстрее он привыкает к ним, то есть развивается толерантность к эмоциональным раздражителям. Инфантил пытается усилить чувства, как бы выкручивая «ручку интенсивности» удовольствий на полную мощность, и ручка ломается.
При ангедонии
человеку ничто не приносит удовлетворения: ни вкусная еда, ни поездки,
ни достижения, ни даже секс. Все становится серым, безвкусным, будто
способность наслаждаться атрофируется.
Эмиль Крепелин, описавший
депрессию в конце 19-го начале 20-го века, выделил три симптома
депрессии: снижение настроения, мыслительная и двигательная
заторможенность. Но ангедония — это новый пункт, и теперь он выходит на
первое место в диагностике депрессии.
Как развивается ангедония?
Процесс развития ангедонии хорошо виден на примере выбора работы.
Сегодня самая популярная цель в жизни — «делать то, что нравится». Сделать хобби своей работой. Само по себе такое желание не является инфантильным, но есть существенная разница в подходах взрослых и инфантильных людей к реализации этой цели.
Взрослый имеет собственную систему ценностей, например: «помощь людям», «любовь», «проверка, на что я способен», «семья», «благополучие планеты» и так далее.
Удовольствие взрослому человеку приносит процесс работы вкупе с осознанием ценности, ради которой он это делает. Человек с ценностями «любовь» и «помощь людям» может создать компанию по проведению вечеринок «быстрых свиданий». Это занятие не надоедает ему очень долго, потому что он получает удовольствие от итогов своей работы и самой деятельности. Например, этот человек может быть хорошим организатором, или любить вести вечеринки в качестве ведущего. Взрослый умеет построить процесс работы так, чтобы было интересно, и делегировать не самые приятные дела.
Инфантил тоже может любить вести вечеринки. Он находит работу и ведет вечеринки изо дня в день. Проблема заключается в том, что ценности детей сосредоточены вокруг ощущений, но никакой процесс не может долго нравиться, если он не связан с более высокими уровнями ценностей. Скоро все эти вечеринки приедаются. Приходится искать дополнительные способы добавить острых ощущений в работу. Инфантильный человек берется за необычные вечеринки, потом за еще более необычные. Пробует новые яркие развлечения вне работы. Пытается менять профессии одну за другой, но приходит к тому же итогу. Через некоторое время такой самостимуляции даже самые интенсивные раздражители вызывают у него лишь слабое чувство заинтересованности, а потом и эти чувства пропадают.
Развивается ангедония, а за ней и депрессия.
В лучшем случае попытки выйти из затяжной депрессии приводят к выбору экстремальных видов спорта и других рискованных занятий, вроде бизнес старт-апов. Эти занятия могут продвинуть человека на новую ступень взросления, если он будет делать соответствующие выводы.
худших случаях инфантильные люди ищут извращенные методы получения удовольствий и впадают в современные зависимости, вроде булимии, шопоголизма, интернет-зависимости и даже танорексии (зависимость от загара). Или же просто обращаются к химическим аналогам удовольствий: наркотикам, алкоголю.
А как же радости любви?
Любовь — последний оплот надежды для инфантила, но и здесь рано или поздно ангедония обесцвечивает чувства. Инфантилизм в отношениях с противоположным полом проявляется либо в желании снова почувствовать детскую радость от материнской любви, либо в поиске острых ощущений от влюбленности и секса. Как и в работе, в любви инфантильный человек стремится ко все более и более интенсивным ощущениям.
Но секс и ежедневное общение с любимым человеком без общих целей быстро надоедают. Взрослые любящие
люди объединяются ради чего-то большего. Например, чтобы помочь друг
другу в самореализации, для воспитания детей, чтоб вместе переехать в
другую страну или открыть свое дело. Инфантильный человек не способен
ставить такие цели, так как это требует навыков самоорганизации и работы
в команде. Легче расторгнуть брак и искать желаемые ощущения через
смену партнеров. Нередко они прибегают и к сексуальным извращениям, в
попытках выжать хоть каплю удовольствий. Как мышь в известном
эксперименте, инфантильный человек нажимает рычаг, стимулирующий зону
удовольствия в мозге, пока этот механизм не сломается окончательно.
Так,
желая получить удовольствие, инфантильное общество приходит к
недоступности удовольствий вообще. Индустрия развлечений растет, как на
дрожжах, а количество депрессивных расстройств и зависимых людей растет
еще быстрее.
Один из рецептов взросления — развитие системы
ценностей. Это естественное лекарство от ангедонии и, в конечном итоге,
от депрессии. Ценности могут быть любыми, но они должны быть больше и
выше процесса деятельности и даже самой жизни человека.
Сенина А., 2018 г.