Кто владеет информацией, тот владеет миром – этой цитате Н.Ротшильда более двухсот лет, однако сегодня ее популярность выросла в разы. В эпоху информационного общества история развития любого независимого государства тесно переплетена с информационными операциями – манипуляциями, инсинуациями, дезинформациями, обманами и так далее. По сути, современная борьба государства за свою независимость – это своего рода информационная борьба, которая осуществляется в таких формах:
· информационной разведки – поиска, сбора, обработки и анализа информации об информационных рисках и угрозах;
· планирования информационных мероприятий тактического (локального, внутриукраинского), оперативного (затрагивающих стран-соседей государства) и стратегического (совместно с государствами, влияющих на развитие геополитики) уровней;
· проведение мероприятий информационного характера (информационных операций, действий, акций) в целях реализации задач внутренней и внешней политики государства;
· оценки эффективности информационных мероприятий – определение уровня достижения успеха.
Информационные мероприятия стали неотъемлемой частью политики государства. В этом смысле Россия не только опередила развитые европейские страны, но и стала соперничать в вопросах информационного влияния с США и Китаем. О том, что российская пропаганда глубоко внедрилась в западную среду и создала у себя контрпропагандистский щит стали говорить уже в конце 2013 года. Информационная экспансия российского иновещания («RT», «Голос России», ВГТРК) и система внутренней пропаганды («Газпром Медиа Холдинг», «Национальная Медиа Группа» и та же ВГТРК) создали мощную информационную платформу российской системы информационной безопасности, позволяющей проводить информационные атаки на другие государства.
Объектами информационного влияния были определены:
· аудитория конфликтующей стороны – в данном случае Украины (для формирования точки зрения о справедливости решений РФ и планов российского руководства);
· внутренняя аудитория России и аудитории поддерживающих ее государств (для демонстрации уверенности действий российского руководства и формирования у населения мнения по поддержке решений Кремля);
· внешняя аудитория (для создания информационных условий положительного восприятия политики России).
Сегодняшние реалии в Украине – боевые действия на Донбассе, их колоссальная информационная и военная поддержка со стороны Кремля наглядно демонстрируют заинтересованность Москвы в разжигании конфликта. На передний план в этой войне вышли российские информационные операции для завоевания информационного превосходства в Украине. Параллельно с боями, взрывами, захватом пленных ведутся другие действия, которые по мнению древнего китайского стратега Сунь-Цзы, гораздо важнее огневого и силового влияния на противника.
Итак, кто и как ведут информационные операции на востоке Украины?
К информационной войне на Донбассе российская сторона подошла с соблюдением всех канонов «пропагандистского букваря» доктора Геббельса. Для проведения информационно-психологических операций на поле боя привлечены специальные подразделения ВС России. В комплект российских частей информационно-психологического влияния на востоке Украины вошли:
· группы специальных журналистов (8-10 отдельных групп) – работающие непосредственно на российские информационные каналы. В их состав входят 3-4 чел. – журналист, оператор, водитель, может быть охранник. Группы готовились к условиям войны накануне и имеют четкие инструкции о том, как освещать события. Они хорошо оснащены, имеют пропуски по всей территории Донбасса, контролируемого боевиками;
· оперативные группы психологических операций (4 группы ПсО) – представляют собой мобильные подразделения от отряда ПсО, дислоцируемого недалеко от Ростова-на-Дону. Их состав 2-4 чел. На территории оккупированного Донбасса они выполняют задачи по:
- устной пропаганде, в том числе и работе с местным населением;
- распространению пропагандистской литературы и другой необходимой информации;
- созданию пропагандистских групп в населенных пунктах, состоящих из местных активистов, их организации и координации действий;
- оказанию содействия работе российских журналистов;
- сбор информации и определение наиболее острых проблем у населения для использования этого в дальнейшем, как информационного повода;
- мониторинг текущего морально-психологического состояния местного населения;
· отряд психологических операций – дислоцируется на российской стороне границы, недалеко от Ростова-на-Дону, совместно с пунктом управления разведцентра ГРУ ГШ ВС России. Отряд ПсО осуществляет основную руководящую роль в информационно-психологических мероприятиях на территории Украины. Его задачи:
сбор, обработка и анализ информации о текущем морально-психологическом состоянии населения Украины и подразделений российских террористов (зона интересов отряда ПсО распространяется на всю территорию Украины);
руководство подразделениями ПсО, выполняющих специальные задачи по информационному влиянию;
- разработка и осуществление информационно-психологических операций на территории Украины;
· агенты диверсионной психологической работы в других областях Украины – специалисты от ГРУ ГШ или ФСБ, которые выполняют задачи по:
- созданию диверсионно-пропагандистских групп в других областях Украины среди местного авторитетного населения;
- обучению местных групп проведению подрывных пропагандистских акций;
- обеспечению групп необходимым материально-техническим имуществом;
- непосредственному проведению митингов, акций протеста и распространению пропагандистских материалов.
На отряд психологических операций, который подчинен начальнику разведки сил поддержки украинских ополченцев, возложена роль командного центра информационно-психологических операций. Сам же отряд психологических операций постоянной структуры не имеет. Существующий «костяк» дополняют в соответствии с возложенными задачами. В отряде ПсО, как правило, работают такие штатные элементы:
- штаб – организация выполнения задач по эффективному применению подразделений отряда;
- редакция и типография – составление макетов (эскизов) печатных продуктов пропаганды и их производство;
- отдел распространения печатной и другой пропагандистской продукции – распространение пропагандистских материалов среди предназначенной аудитории;
- отдел устной пропаганды – использование звукоусилительной аппаратуры (станций тира ЗС), проведение индивидуальных бесед с местным населением, работа с пленными и т.д.;
- отдел пропаганды по радио и телевизионным каналам – обеспечение радио и телевизионного вещания с использованием аппаратных ресурсов на захваченной территории или передвижных станций;
- отдел по работе в интернет-пространстве – приданное подразделение, которое выполняет задачи по разведке, блокированию или изменению информации в сетях, несанкционированному вхождению в устройства, связанные с интернетом и т.д.
Следует отметить, что в начале 2014 года в российской армии были созданы так называемые кибер-войска, задачей которых есть защита национальных компьютерных сетей, обслуживающих оборонные нужды, а также проведение атак на сети потенциального противника. Эта новая категория оборонного ведомства касается сферы информационной войны в интернет-пространстве в оперативных и стратегических масштабах. По имеющейся информации военные кибер-специалисты ВС РФ привлекаются к выполнению задач информационно-психологических операций не только по оккупированному Донбассу, но и по всей Украине.
Помимо этого, есть данные, что специалисты других отрядов ПсО ВС России, дислоцируемые за тысячи километров от Донбасса, отдаленно работают в сети интернет по контентному наполнению сайтов террористов («Новороссия», «Сварог», «Штаб русской армии» и др.), а также по троллингу в социальных сетях и блогах. Начиная с сентября этого года к такой работе стали привлекаться курсанты российских военных ВУЗов.
Если сравнить опыт США по работе подразделений психологических операций, то за 70 лет участия в военных конфликтах американцы выработали тактику психологической войны для любого региона мира. В 2012 году после успеха «Арабской весны» в ВС США решили уйти от пугающего названия PSYOPS и нашли новый термин – «военные операции информационной поддержки» (Military Information Support and/to Operations – MISO). Как известно, в настоящее время Штаты намерены по новому пересмотреть общую политику государственной пропаганды. Ожидается, что изменения коснутся и военной сферы, однако на сегодня в армии США тактика действий сил психологических операций осталась почти без изменений. Исключения составляют новые образцы техники(«LRAD», «Hyperspike PTZ», «LASER DAZZLER™» и другие), которые диктуют свои изменения в общую схему ПсО.
В Китае же классика психологической войны постепенно уходит в плоскость интернет-войн. Если провести сравнительную характеристику удельного веса интернет-сегмента информационно-психологических операций, то в России он приближается к 15 %, в то время, как в Китае можно свободно говорить о 50 %. Вместе с тем, китайцы не собираются оставлять традиционные методы психологической войны – печатную, устную, телевизионную и радиопропаганду. Видимо они очень консервативно относятся к соблюдению главного политического вектора государства – так называемой политики «мягкой силы» по отношению к другим странам.
В украинской армии также существуют военные структуры информационно-психологических операций. Эти специфические части оказались не готовыми к современным вызовам из-за того, что 23-летняя тенденция в Украине насаждала мнения, что якобы на нас никто не нападет, врагов у нас нет и свою армию мы будем только сокращать. Существующая боевая техника за 25 лет морально устарела. Боевые и технические возможности центров ИПсО вряд ли можно противопоставить современным требованиям войны на Донбассе. По имеющейся информации, украинские центры ИПсО выполняют задачи в зоне АТО, но полнота и качество этих задач министерством обороны не разглашается.
Гибридная война на Донбассе ни дня не обходится без информационно-психологических атак со стороны террористов и российского руководства, которое их поддерживает, а центры ИПсО – это именно тот военный элемент, который может этому противостоять.
Для эффективного выполнения задач по информационно-психологическим операциям частям ИПсО необходимо:
Восстановить базу подготовки специалистов ИПсО младшего и среднего звена для Вооруженных сил Украины.
Обеспечить закупку техники, которая бы способствовала на современном уровне решать задачи:
· создания и тиражирования печатных материалов;
· создания и транслирование телевизионных и радиопередач на обозначенный район;
· передавать необходимые сообщения через звуковещательные средства;
· использовать сеть интернет в интересах операции.
Обеспечить возможность привлечения организаций государственной и негосударственной форм собственности с целью:
· создания и трансляции рекламных роликов по телевизионным и радиоканалам в интересах ИПсО;
· привлечение операторов мобильной связи для обеспечения передачи текстовых, фотографических, звуковых и аудиовизуальных сообщений пропагандистского характера с помощью мобильных телефонов;
· привлечение интернет-провайдеров для обеспечения предоставления услуги доступа к сети интернет для работы специалистов ИПсО в сети.
Таким образом, информационно-психологические операции Вооруженных Сил Украины должны выйти на уровень, который способен противостоять современным информационным вызовам.
Сегодняшняя действительность Украины наглядно подтвердила, что буквально все дипломатические, экономические, военные, политические и другие шаги государства осуществляются в тесном информационном сопровождении. Сила современного государства зависит не только от его экономического и политического потенциала, но и от собственной системы информационной безопасности.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности для ИАЦ РНБО
http://glavcom.ua/articles/23040.html
Торговцы страхом. Российские элиты превратили войну в прибыльный бизнес
''Газпром'' попался на заказе черного пиара в США
Гарри Каспаров: Это война, идиот! - Time
До 45% сообщений в соцсетях является информационным оружием против Украины
10 стратегій, які використовують ЗМІ для маніпулювання людиною