25.11.14

СМИ — военная машина Кремля


Международное агентство «Спутник» призвано стать противовесом для «агрессивной пропаганды» Запада. Информационная война между Востоком и Западом только начинается...

Виталий Каценельсон решил пройти испытание. Этот выросший в бывшем СССР американский инвестор целую неделю смотрел российское телевидение и сделал для себя следующие выводы: если бы Россия не забрала Крым, место Черноморского флота занял бы американский, на востоке Украины или где-то еще нет российских войск, лайнер Malaysian Airlines был сбит украинской ракетой или же проводившим учения в воздухе натовским самолетом, а Украина — настоящая «страна-зоопарк», где больше нет правил, всем правит коррупция, а у власти стоят русофобы и неонацисты. «Должен признать, что после такого сложно не поддаться сомнениям», — пишет Виталий Каценельсон в вышедшей 18 ноября статье на сайте Business Insider. В России информация как никогда становится стратегическим вопросом, а конфронтация с западными СМИ превращается в настоящее поле битвы. 

Практически параллельно с заявлением американского канала CNN о прекращении вещания в России в связи «с недавними изменениями в законе о СМИ» (в частности они направлены на сокращение иностранного участия) в Москве сообщили о запуске информационного бренда «Спутник». Эта представленная 10 ноября международная информационная служба (финансируется на государственные средства) нацелена, ни много ни мало, на борьбу с «агрессивной пропагандой» Запада с помощью «альтернативного» освещения мировых событий. Новый ресурс задумывается как военная машина со всеми необходимыми средствами: информационный инструмент Кремля получил в свое распоряжение 2 300 сотрудников. 


Однополярная точка зрения



«Спутник» создается на базе информационного агентства РИА «Новости» и радио «Голос России», которых уже успели объединить в единое агентство «Россия сегодня» (принадлежит телеканалу Russia Today, 3 000 сотрудников), и будет вещать на 30 языках. «Мы против агрессивной пропаганды, которая кормит мир и навязывает однополярную точку зрения», — заявил гендиректор агентства и известный телеведущий Дмитрий Киселев. В прошлом он уже успел прославиться резкими комментариями в адрес оппозиции и гомосексуалистов, а после аннексии Крыма Россией ему закрыт путь в Европейский Союз. 

В московском здании «России сегодня» недоверие к иностранному журналисту — обычное дело: на входе вас тщательно изучает веб-камера, а все вопросы просят представить заранее. Чтобы добиться встречи с главным редактором «России сегодня» и «Спутника» Маргаритой Симонян потребовалось десять электронных писем. «Мы представляем не позицию Кремля, а позицию России, точно так же, как France 24 и BBC отражают ценности Франции и Великобритании, а "Аль-Джазира" — арабского мира, — говорит эта 34-летняя женщина, кивнув в сторону стоящей перед ней стены телеэкранов. — Мы следим за СМИ, видим, что они оставляют в стороне, и сами действуем совершенно иначе». 

Самокритика перегибов российского телевидения в связи с конфликтом на Украине тут не в ходу. А недавние предупреждения со стороны британского регулятора Ofcom и его угрозы лишить лицензии канал Russia Today (ведет вещание в стране с 2005 года) в связи с «предвзятым» освещением событий, не производят ни на кого впечатления. «Мы уже сталкивались с этой проблемой два года назад в Ливии. Нужно было отражать исключительно позицию НАТО. Но если бы Запад прислушался к голосам других, не было бы всех этих ошибок в Ираке, Сирии и Ливии, которые так дорого обходятся всему миру».

Четырьмя этажами ниже десятки молодых людей сидят перед мониторами компьютеров и выкладывают в сеть последние новости (зачастую просто голые факты), которые уже затем повторяются и комментируются на телевидении. Над их головами в этом напоминающем торговую площадку помещении расположено круговое информационное табло огромных размеров. Сейчас там крупными буквами говорится о новой финансовой помощи, которую предоставили Украине США. 


«Завоевать сердца и умы»



Информационная война между Востоком и Западом, безусловно, только начинается. Дело в том, что у Кремля имеются и другие проекты для представления своей точки зрения на международной арене. В частности это относится к началу вещания канала Russia Today во Франции и Германии. 5 ноября в выступлении перед историками Владимир Путин отметил эффективность советских плакатов, а также поставил целью завоевание сердец и умов: «Если мы так подадим свою позицию, мы завоюем этим миллионы сердец и умов, и это пойдет изнутри». Глава государства, понятное дело, имел в виду не только книги по истории, но и противодействие западным СМИ, которых нередко обвиняют в формировании «негативного образа» России. 

«Вот увидите, во Франции они купят звезд телевидения за огромные деньги, — уверен независимый журналист Сергей Пархоменко. — Россией руководит группа людей, которая искренне убеждена, что все, абсолютно все покупается. Так, они уже купили себе Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу 2018 года, "Мистрали" и даже немецкого канцлера. Сегодня СМИ задействуют так же как армию, финансы и дипломатию. Это новый этап, который находится в фазе активного развития». 


«Нужно бороться»



Параллельно с этим российская власть, которая и так уже контролирует крупные СМИ напрямую или посредством связанных с ней предприятий, с каждым днем все больше и больше урезает пространство независимых вещательных органов. Это при том, что глава «России сегодня» и «Спутника» Маргарита Симонян приводит их как доказательство плюрализма мнений в России. Лишенный национального вещания телеканал «Дождь» превратился в тень самого себя, а радио «Эхо Москвы», которое уже давно стало настоящим символом свободного выражения мнений в России, недавно едва не постигла та же судьба. Принадлежащая на 66% холдингу «Газпром-Медиа» радиостанция чуть не лишилась своего главного редактора и основателя Алексея Венедиктова. Дело в том, что тот выступил категорически против увольнений одного из журналистов, которого потребовал акционер после неуместного «твита» о смерти сына начальника президентской администрации Сергея Иванова и репортажа с Украины. 

Споры в конечном итоге удалось уладить, но знаменитое радио все равно остается под пристальным надзором: недавно у «Эхо Москвы» появилось новое административное руководство. «Мы не оппозиция, мы — профессионалы, и это многим очень не нравится... Нужно бороться», — бушует в своем кабинете Сергей Бунтман один из основателей радио и заместитель Алексея Венедиктова с 1998 года. Однако с учетом всесокрушающей мощи телевидения матч получается явно неравным. «Россия сегодня» с ее иноязычными версиями потенциально охватывает 700 миллионов слушателей и зрителей. «Российская пропаганда направлена на то, чтобы правое, эмоциональное полушарие мозга, взяло верх над левым, логическим полушарием», — пишет неделю смотревший российские телеканалы Виталий Каценельсон.

Изабель Мандро (Isabelle Mandraud, "Le Monde", Франция 24.11.2014 )

Оригинал публикации: Les médias, machine de guerre du Kremlin

Читайте также: