Волна фейков становится особо опасной в ключевых точках принятия решений массовым
сознанием. Это выборы (президентские и парламентские) и референдумы.
Здесь есть жесткая временная точка отсчета, после которой уже сложно
развернуть ситуацию в обратную сторону.
Соцмедиа резко интенсифицировали информационные потоки: как с точки зрения объема передаваемой информации, так и с точки
зрения такого же усиленного расширения и числа источников коммуникации,
и ее получателей. Мир по-настоящему стал информационным, что принесло
как позитивные, так и негативные последствия.
Интернет и новые информационные технологии создали
информационный аналог наркозависимости, приведший к этим изменениям,
поскольку миллиарды людей порождают и потребляют информационные потоки
совершенно нового типа. Практически впервые все это происходит без
регулирующей, редакторской третьей силы, что разрушило любые
контролирующие функции прошлых медиа. Технологические гиганты
заинтересованы лишь в порождении все большего объема личностной
информации, не заботясь о ее качестве. Их бизнес-модель построена на
достижении монополизма, что выталкивает их именно на такой тип
поведения, задавая и для других подобные правила.
Эта новая информационная среда, как следствие,
размыла, если не уничтожила старые требования к информации в виде ее
достоверности, открыв дверь в эпоху постправды, символом которой стали
фейки. Правда перестала быть эталоном, теперь правит бал то, что
потребитель хочет услышать, а это чаще не является правдой.
Фейки не нарушают бизнес-модель соцмедиа
так, как они нарушали бизнес-модели традиционных медиа, где была
заложена недопустимость отклонений от действительности. Теперь такого
правила нет, поскольку его невозможно запустить в соцмедиа без
вмешательства в процессы увеличения объемов информации, создаваемых
потребителями.