Самым известным
методом управления массовым сознанием с помощью медиа является информационная повестка дня. Она состоит в удержании в информационном пространстве нужных тем, событий и интерпретаций. Читатель/зритель не
интересуется событием, которое стоит за пределами 5–10 самых обсуждаемых.
Поэтому власть везде — в Америке, России, Украине — занята
удержанием такой повестки дня, которая важна для нее. Оппозиционная
повестка дня сознательно замалчивается. Последний яркий пример отсутствие освещения протестных митингов в России 26 марта 2017 года на
основных телеканалах. Даже как бы автоматические Яндекс-новости не
внесли это событие в пятерку важнейших. Яндексу пришлось объясняться. Вот последняя фраза из этого оправдания: «Ситуация
в целом непростая — мы агрегатор, и искусственно поднимать ту или иную
тему в условиях молчания крупных СМИ, очевидно, не можем».
СМИ могут умолчать или, наоборот, «разогнать» тему. Но есть и другие
методы. Например, СМИ могу фрагментировать действительность по-иному,
тогда в результате будет совершенно иной объект, разрешающий
принципиально другие действия с ним. Например, митинг компартии
демонстрировал на телеэкране пришедшую туда женщину с козой или старика
с портретом Сталина в руках. Сконструированный таким образом митинг акцентирует только одно реагирование — как на «ушедшую натуру»
политического поля.
Другой пример — толпа радикалов с факелами в руках на улице
становится символом наступления фашизма. Реально они могут выйти за
какие-то другие цели, но акцент на факелах на фоне ночного города и
соответствующие комментарии порождают единственно возможную
интерпретацию.